Содержание

другие

Атомная разруха
День 2-2 (22.08.2008) - 40км - солнечно

"Он попытался представить себе жителей этой планеты, вряд ли благополучной.
Где-то за лесами был город, вряд ли благополучный город: грязные заводы, дряхлые реакторы, сбрасывающие в реку радиоактивные помои, некрасивые дикие дома под железными крышами, много стен и мало окон, грязные промежутки между домами, заваленные отбросами и трупами домашних животных, большой ров вокруг города и подъемные мосты...
Хотя нет, это было до реакторов.
И люди.
Он попытался представить себе этих людей, но не смог"....


Керченский полуостров стоит особняком от остального Крыма.
Это больше индустриальный или точнее постиндустриальный район, нежели туристический.
Это только в последние годы общего экономического подъема туризм начал развиваться и в этой части.
А до этого около 15 лет эти места были совершенно заброшены и все что можно разрушено.
Наследство некогда Великой Империи.



Одним из таких техногенных памятников странному поведению граждан населяющих здешние места является останки недостроенной атомной станции.
Корпус энергоблока которой сразу привлекает взгляд, когда движешься по трассе к Казантипу.
Мы не могли проехать мимо такого памятника человеческому гению ,варварству и мракобесию.


Когда въезжаешь в промзону АЭС охватывает ощущение перемещения во времени.
Красная пятиконечная звезда на шпиле торчит на входе какого то заброшенного предприятия.
Здесь все остановилось 20 лет назад.
Я бы даже сказал законсервировалось, если бы не люди-черви постепенно грызущие эту промышленную плоть.

Как интересно получается.
Люди-муравьи построили, вложили свой труд и знания.
А люди-черви - пилят, ломают, растаскивают по своим углам.

Это ЗОНА. Как в романе "Пикник на обочине"
Здесь тихо и жутковато.
Даже при свете солнца.
Вездесущие травы и деревья за 20 лет капитально опутали все постройки.
Асфальт потрескался. Ржавые металлические конструкции, накренившиеся крыши.
И как апофеоз индустриального тлена - сереющий корпус энергоблока.


Фантазия рисует счетчик Гейгера отчаянно трещащий.
Невидимый глазу поток ионизированного излучения. Радиация.
Но нет. Ничего этого тут нет.
Станция так и не была запущена в эксплуатацию.



АЭС спроектировали в 60х, заложили в 70х.
К середине 80х станция была готова ключ, и оставалась только последняя операция - опустить реактор в шахту реактора, после чего её забетонировать. 
К этому моменту на строительство АЭС было затрачено 500 млн советских рублей в ценах 1984 года.




Под боком - солёное озеро АкТаш как охладитель. 
От керченской ветки железной дороги протянули линию, и в разгар строительства прибывало по два эшелона стройматериалов в сутки.
Целый город Щелкино был выстроен под неё, со всей инфраструктурой.
Только больница не была достроена к часу Х, и многие годы потом маячила на окраине шестиэтажной коробкой (больница дело второстепенное же - она непосредственоо не участвет в производственном процессе)
Пустынные, заболоченные берега были засажены лесами.
Проложены дороги. За городом выкопаны пруды для разведения мидий и выстроены пансионаты для отдыха атомщиков.


А потом случилось то что случилось. Рванула Чернобыльская АЭС. 
И волны экологических демонстраций захлестнули страну.
Даже сами жители Щелкино протестовали против станции построенной якобы в сейсмической зоне и могущей нанести непоправимый вред уникальной природе Крыма.
У каждого была своя правда.


Строительство заморозили. Вдобавок при строительстве нарушили технологию и фундамент станции просел - кто говорит - на десять сантиметров, кто - на сорок.
Но, так или иначе, после внезапной просадки фундамента станции вопрос с атомной станцией был закрыт.
И хотя инженеры утверждали, что больше сие не повторится, их уже никто не слушал.

Тогда ,поскольку электрооборудование было готово, решено было переделать атомную станцию в обычную. 
Выделены деньги, завезена часть оборудования. 

А потом Великий и могучий перестал существовать.
Украина стала независимым государством.
И пошла по полям и весям разбойничья вольница.

Украли всё.
Сперва на самом верху украли деньги, выделенные на доводку электростанции.
Потом средне-местное начальство украло и вывезло всё ценное оборудование. Составами.
Потом демонтировали (и тоже украли) ветку железной дороги. Вместе со шпалами.
Потом инженеры станции сняли всё, чем побрезговало начальство.
А потом работяги свинтили, скрутили и отодрали всё, что можно было свинтить, скрутить и отодрать.
Даже двери - если только эти двери не весили тонну.

На ободранной туше станции напоследок сплясали в рамках фестиваля Казантип. 
C 1995 по 1999 в машзале (турбинном отделении) проводились дискотеки фестиваля электронной музыки.
В 1998—2000 созданное на базе АЭС дочернее предприятие «Восточно-Крымская энергетическая компания» реализовало имущества станции на 2,204 милн гривен.
В сентябре 2003 Фонд имущества продал уникальный кран «Kroll», установленный для монтажа ядерного реактора за 310 тысяч гривен ( задешево куда то в Азию) 

К сожалению мы уже не увидели этого гиганта. Ведь именно он прежде всего приковывал взгляды издалека.
Вот как он выглядел в 2003 году.


Это один из самых больших башенных кранов в мире. 
Они выпускались в Дании в очень ограниченном количестве, по всему миру их насчитывается около 15 штук.
Он многим отличается от обычных башенных кранов.
Имеет сразу две горизонтальные стрелы, расположенные друг над другом.
Длина основной стрелы более 102 метра, грузоподъемность около 100 тонн. Общая высота крана - около 130 метров.

Его уникальность в том, что при такой огромной высоте и грузоподъемности он является подвижным и обладает поворотной башней.
Вспомогательный, верхний, кран имеет поворотную стрелу. Монтаж крана осуществляется как раз при ее помощи.
Кран данной марки перемещается по рельсам и не крепится к возводимому им зданию, как большинство других кранов, способных работать на таких высотах. 


Площадь рабочей зоны крана составляет 3,04 гектара - больше площади шести футбольных полей.
Этот особенный кран оснащен системой из четырех видеокамер (производства корпорации Orlaco Crane Cam), позволяющей оператору иметь полный обзор всех подъемных операций и груза: одна из камер ориентирована на груз, одна - на противовес и две - на лебедки.

Краны К10000 применяются на строительстве АЭС и других крупных промышленных объектах.
Его приобрели для Крымской АЭС специально чтобы загрузить реактор внутрь энергоблока.

Пока кран стоял около заброшенной станции его использовали для бейсджампинга.
Прыжки осуществлялись с нижней (80 м) и верхней (120 м) стрел крана.

Потом станцию начали передовать от ведомства к ведомству и резать, резать, резать.
Просто вакханалия окологосударственного грабежа развернулась вокруг!

Скоро там просто нечего будет смотреть.
-больше нет обшивки гермозоны реакторного блока - спилено
-больше нету полов и сверхпрочной защиты реактора - срезано
-больше нет самого корпуса реактора - его порезали за день 2 газосварщика (таких изделий гигантское предприятие "АТОММАШ" могло изготовить 5-6 в год!)
-почти ничего неосталось от турбинного зала- его стены грызёт быдло чтобы добыть арматуру

Там уже нечего посещать! Хотя сторожа, которые типа стерегут недопиленное, предлагают за деньги провести по внутренностям энергоблока.
За последний год цена такой "экскурсии" выросла с 25 до 50 гривен.

Пекло в этот день стояло невыносимое.
Мы проехали уже порядком в этот день и лезть внутрь ржавого гроба не хотелось.
Потому ограничились тем, что осмотрели снаружи этот величественный и трагический одновременно памятник гению и злодейству существа под названием гомо сапиенс.
Хотя для иллюстрации окрестностей я позаимствовал несколько изображений из сторонних источников. Надеюсь мне простят такую вольность:)

Солнце палило нещадно. Чахлые кустики давали только подобие тени.
Сразу за станцией начиналась бетонка ведущая к городу Щелкино.
И параллельно ей шла велодорожка!
Ну или по крайней мере нечто ее напоминающее:)


Лет сорок назад тут не было ничего, кроме плавней с птицами, ракушечных дюн в несколько рядов и болота с осокой между ними.
Ровно сорок лет назад по мановению волшебной палочки начали расти - леса, город, промзона, атомная электростанция, гелиостанция, ветровая электростанция.
Правда, из колодцев бывшей татарской деревни Казантип ушла вода, но зато в Щёлкино провели водопровод.

Справа от дороги - лиственные посадки.
И алыча. Много алычи. Уж ее то я знаю:)
Потрясающе утоляет жажду. 
Велики брошены на обочину и руки обдираемые в кровь колючими ветками тянут ко рту сочные желтые ягоды.

Стоит вспомнить что совсем недавно здесь снимал некоторые кадры для своего фильма Федор Бандарчук.
Вот кадр где гвардейцы стоят около энергоблока.
По моему он выступал как элемент антуража инопланетного города.

Да уж - кто как не сами земляне могут превратить свою цветущую планету в декорацию для апокалиптических фильмов.
Никуда летать не надо чтобы это увидеть.
Все перед глазами. 

Говорят что теперь тут собираются реализовывать проект промышленного парка "Щелкинский индустриальный парк".
Парк предполагается разместить на землях промышленного назначения площадью 580 гектаров.
400 гектаров - это территория бывшей АЭС, 180 гектаров - земли возле озера Акташ. 

На территории промышленного парка могут быть размещены парогазовая электростанция и Восточно-Крымская ветровая электростанция.
Кроме того, на территории будет осуществляться нефтепереработка, переработка сельскохозяйственной продукции, будет построен завод железобетонных изделий, предприятия по производству стройматериалов.

Вообще говоря этот район Крыма сейчас на распутье.
Решают, что все таки лучше -восстанавливать промышленность и порушенные в 90е годы заводы или все таки развивать туризм.
И этот выбор не из легких.
Конечно нам как туристам приятнее было бы отдыхать среди первозданной природы. Дышать чистым воздухом.
Но беда в том, что туристический сезон Крыма короток.
А его жителям все оставшееся время в году надо как то жить и где то работать.
Центральные власти Украины не больно то думают об этом.

Будет очень жаль если с водой выплеснут и ребенка в ходе решения такой дилеммы.

"Картина всемирного хаоса и разрушения потрясла Максима. Перед ним была планета-могильник, планета, на которой еле-еле теплилась разумная жизнь, и эта жизнь готова была окончательно погасить себя в любой момент"....

Яндекс.Метрика
Веломагазин Меридиан-Байк - доставка велосипедов по всей России