Новые приключения Малыша и Карлсона

Балтийская лодка

глава в которой Малыш чувствует себя идиотом, а Карлсон набивает брюхо

- Передай мне, пожалуйста, вот этот бутерброд, и этот, и этот...
- Да! - воскликнул вдруг Карлсон. - Я чуть не забыл!
- Эти конфеты пойдут на благотворительные цели, - сказал Карлсон и сунул коробку себе в карман
затем вновь принялся поглощать бутерброды.
- Лучший в мире истребитель пирогов - это Карлсон, который живет на крыше! - сказал он и радостно улыбнулся.

 

Невозможно не рассказать немного об этих удивительных балтийских караблях.
Ведь они позволяют любому, даже не очень денежному человеку, ощутить себя на борту океанского круизного лайнера.
Сами понимаете что стоимость поездки на таких лайнерах далеко не всем по карману.
А здесь цены на билеты невысоки видимо из-за конкуренции между пароходными компаниями.
И почти на целый день можно ощутить себя состоятельным человеком, прожигающим время и деньги на палубах какой нибудь Queen Mary 2:)
Пусть сравнение далеко не в пользу балтийского парома, но общее впечатление получить можно.

Из Финляндии паромы каждый день отправляются в плавание из двух городов - Хельсинки и Турку .
По пути заходят на Аландские острова.
Плыть из Хельсинки гораздо удобнее: отплытие в 16.30 по финскому, прибытие около 9.30 по шведскому (разница во времени 1 час), да и расстояние больше чуть ли не два раза а значит больше времени проведешь на борту 
Но конечно и подороже чем из Турку.
По этому маршруту паромы плывут только ночью. 

Можно бронировать билеты заранее либо по телефону или через интернет.
Вам скажут номер вашего заказа а оплатить вы сможете его прямо перед посадкой.
Именно так поступил наш новый знакомый Миша.
В принципе можно купить только входной билет или палубный.
Но количество мест без кают на пароме мало и летом купить такой билет проблематично.
Для тех кто купил билет без каюты есть специальная комната с креслами.
Там можно посидеть и подремать, если сможешь.
Как правило такие билеты покупают малоимущие граждане. 
Например студенты.
Они в этих креслах и не сидят - всю ночь виснут в барах и квасят все подряд:)
На пароме Gabriella на обратном пути мы видели комнату отдыха вообще без мебели - просто ковер на полу.
Расстилают спальники и спят - все очень демократично.

Паромы Silja чуть больше и c большим шиком оформлены, но принципиальных отличий нет: строились они примерно в одно и то же время и на одних заводах.
Silja Line - компания финская, а Viking Line - шведская, но паромы одной и той же компании ходят, как под одним, так и под другим флагом, в зависимости от порта приписки. 
Количество пассажиров, перевозимых Silja и Viking, примерно одинаково.
Когда то Viking Line считался пароходством для людей «попроще», a Silja Line в маркетинге концентрировала внимание на людях "побогаче».
Однако эти грани уже давно стерлись и пароходства конкурируют наравне, предлагая услуги примерно одинаковым группам потребителей.
На линии Хельсинки-Стокгольм «Viking» удобно швартуется в центре недалеко от Gamla Stan (Старого города), a «Silja» - в порту Вартан, в 15 минутах на метро от центра .

Самое крупное судно, которое ходит из Финляндии в Швецию, - паром «Silja Europa».
Во время рейса Турку-Стокгольм оно берет на борт 3013 пассажиров. 
Это один из самых роскошных лайнеров Балтики. 
Одним из его главных достопримечательностей является шикарный театр "Мулен-Руж" на 564 места, где в интернациональных шоу участвуют артисты из Парижа и стран Карибского моря.
А в Sauna Beach можно насладиться сауной или расслабиться в джакузи.
Другие суда - «Silja Serenade» и «Silja Symphony» принимают на борт около 2800 пассажиров.
Еще во флот этой компании входит скоростной катамаран Superseacat.

Кроме этих двух основных компаний, есть несколько более мелких, поддерживающих сообщение со Швецией, Эстонией, Германией и Данией.
Паромных маршрутов в Россию нет.
Эстонская компания «Таллинк» в 2004 году организовала паромную линию Таллин – С.-Петербург – Хельсинки, но опыт её эксплуатации вряд ли можно назвать удачным - слишком мал был пассажиропоток
И в 2005 году компания объявила о закрытии маршрута из СанктПетербурга.
Еще раньше было прекращено сообщение по маршруту С.-Петербург – Росток, поддерживавшемуся «Силья Лайн».
Увы, громадные балтийские красавцы-паромы в Санкт-Петербурге уже не увидишь. 
Очевидно, что до отмены визового режима паромные линии из России в Европу не могут быть экономически эффективными

Одно из самых крупных судов компании «Viking Line» паром «Mariella» курсирующий по маршруту Хельсинки-Стокгольм.
Рассчитан на 2700 человек.
Именно на нем нам и предстояло плыть в эту ночь.
Это огромный плавучий 12-ти палубный отель, который своим комфортом и спектром предоставляемых услуг может приятно удивить пассажиров любого возраста.
Построен в 1985 г., длина 177 м, ширина 28,4 м, спальные места 2700, автомашины 480. 

План парома Silja Europa в разрезе:



Подробный план парома Viking Gabriella (Viking Mariella очень похожа - различия только во внутренней компоновке) 



На самой нижней второй палубе под автомобильным отделением находятся самые дешевые каюты эконом-класса.
Они без иллюминаторов естественно, а некоторые имеют душ и туалет в коридоре.
Но это ничуть не сказывается на их уюте. 
Каюты по комфортабельности не уступают гостиничным номерам.

Наша каюта была класса C4 .

Это 4-х местная каюта без иллюминатора, 2 верхние и 2 нижние полки, площадь 8,3 кв.м., туалет и душ внутри.
Ее цена 60 Евро в период с середины июня по середину августа.
В прочие месяцы цена дифференцируется в зависимости от дня недели - то есть с воскресенья по среду - достаточно дешево (40 евро), в четверг и субботу по 62 евро, в пятницу аж 92 евро.

На этой же палубе есть каюты дешевле с туалетом и душем в коридоре (тип Q) 
Их стоимость летом 42 Евро ,в прочие дни - 24, 42 и 66 Евро соответственно

Цена проезда на пароме складывается из цены за вход - 32 Евро с воскресенья по среду (44 Евро в четверг и субботу, 56 евро в пятницу) и доплату за каюту.

Цена за каюту не зависит от количества пассажиров - едете ли вы вчетвером или в одиночку, вы все равно заплатите 60 евро (как в нашем случае мы ехали вдвоем в четырехместной каюте и если бы нас было четверо, то поездка каждому обошлась бы дешевле) .
Цена не включает питание на борту.

На плане каюты видно как все размещено внутри.
При входе налево вешалка и зеркало, а направо туалет с душем.
В душе ,как всегда в Швеции, хитрый кран не виденный нами раньше (чувствуешь себя идиотом когда не можешь сразу понять как им пользоваться:) 
Унитаз, изначально наполовину заполненный водой почему то. Что это за система, я так и не просек.
И скребок- полотер в углу, чтобы убирать с пола брызги воды .
Четыре откидывающиеся койки, на которых ремнем притянуто белье с матрасом, и прикроватная тумбочка.
Ну и разумеется кондиционер.
Спартанское убранство, но вполне приличное.



Билет на паром Viking Line представляет собой картонную карту с магнитной полосой.
Он же является одновременно и ключом от каюты.
Отдельная магнитная карта выдается на велосипеды (провоз байка на пароме стоит 5,5 Евро ) - она нужна для доступа из коридора в автомобильное отделение.
Байки паркуются на пароме вместе с машинами.

3,4 палубы занимают автомобили (или только 3 как на "Mariella")

На 5,6 палубах располагаются основная масса кают средней ценовой категории и сауна.

7 палуба - вотчина системы "taxfree". Магазины где продают алкоголь,сигареты, парфюмерию и одежду.
Здесь же СиСайд кафе с видом на море (на 120 посетителей), где можно перекусить во время шопинга и детская комната, куда сплавить детей чтобы не мешали делать покупки.

8 палуба - это местный Лас-Вегас.
Казино, рестораны пабы и ночные клубы.
Всю ночь здесь веселится, пляшет и пьет разношерстный паромный люд.
Ночной клуб “Фан клаб” (на 560 человек) и казино-бар (на 110 персон)
Ресторан “Фуд гарден”, вмещающий одновременно до 332 пассажиров и пивной ресторан
Здесь же находится "Викинг буфет" , вмещающий одновременно до 580 человек и занимающий всю носовую часть парома.
Завтрак здесь стоит 8 евро а ужин 24 евро с человека.
Питание тут организовано по системе шведского стола, то есть можно есть пока влезет.
Выносить конечно ничего нельзя и в случае поимки строго карается вплоть до запрета на въезд в шенгенскую зону.
Входить в буфет, заплатив, можно естественно только один раз.
В буфете нет ни одного туалета, чтобы люди не засиживались очевидно.
Впрочем умеючи хватит и часа чтобы нажраться до изнеможения ,ползком добраться до своей каюты и оккупировать туалет. 



На 9 палубе дискотека “Диско”, открытая практически всю ночь и каюты класса люкс.

10 палуба по бокам для прогулок - она открытая
Здесь же огромный конференц-зал (на 300 персон)

На 11 палубе Vip каюты

И наконец 12 палуба - это вертолетная площадка с которой открывается великолепный обзор вокруг.
Можно сесть в пластиковое кресло и любоваться природой - медленно проплывающим мимо берегом, изрезанном шхерами, маленькими скалистыми островками.
От ветра можно защитится впередистоящей рубкой. 
Желающие могут выйти на баллюстраду над самым носом и испробовать на себе ветерок, который пронизывает буквально до костей за считанные минуты. 
На корме есть открытое кафе.

Основная прибыль пароходств строится главным образом на доходах от ресторанов и магазинов «tax free», поэтому суда пароходств «Silja Line» и «Viking Line», совершающие рейсы между Финляндией и Швецией, часто называют «плавающими универмагами».
Или "плавающими барами", так как основные покупки там приходятся на спиртное.

В июле 1999 года внутри ЕС была упразднена торговля «tax free».
И компании изменили маршруты своих паромов таким образом, что суда стали заходить в столицу Аландских островов город Мариенхамн, не являющийся зоной ЕС.
Таким образом удалось сохранить торговлю «tax free» на паромах. 



Cистема "tax free" заключена в следующем - покупка оформляется как безналоговая, и при вывозе товара из страны турист, имея в руках чек и нераспакованный товар, получает обратно уплаченный НДС (налог).
Пункты возврата есть например на границе Финляндии с Россией.

Cуществуют определенные правила, которые позволяют купить лишь ограниченное количество спиртных напитков.
В случае если едешь сразу туда-обратно то количество удваивается.

Если пассажир что-либо покупает в магазине из спиртного (или табак), то он обязан предъявить билет с магнитной полосой для входа в каюту и ему поставят отметку о покупке.

Для финнов и шведов паромы "Silja Line" и "Viking Line" – алкогольный рай.
В их странах действуют полусухие законы и приобрести крепкие напитки проблема.
Да еще хороших денег стоит эта проблема.
Алкоголь облагается большими налогами.
Спиртным можно полакомиться только в барах и ресторанах или в государственных спецмагазинах.
Вот и вынуждены несчастные скандинавы кататься на паромах туда-обратно за свои евро и кроны с единственной целью – хорошенько напиться и увезти алкогольной продукции сколько позволит собственная поясница.
Но в основном они это приурачивают к выходным и потому по настоящему пьяным этот рейс становится только на уикенд.

Более подробно о продаже алкоголя в Швеции можно почитать в главе "Империя градуса".

К оплате принимаются обе валюты - Евро и Шведские Кроны, причём часть необходимой суммы можно отдать в одной валюте, а часть доплатить в другой (кассир заботливо пересчитает, сколько именно).

Посадка для пеших пассажиров осуществляется через длинный стеклянный коридор, начинающийся на втором этаже терминала, а заканчивающийся на четвёртой и шестой палубе парома.
Для автомобилей, мотоциклов и велосипедов въезд отдельный - вдоль пирса, где стоит паром, от носа до его кормы, через открытую аппарель на которой и происходит погрузка подвижной техники внутрь.
При въезде на пирс стоит шлагбаум с будкой в которой сидит контролер. Он проверяет ваш билет и выдает магнитные карточки-ключи, а также некую бумажку с большой черной буквой которую нужно повесить на транспортное средство после его размещения в чреве корабля.

Процесс погрузки отдельная песня!
Любо дорого смотреть как все организовано.
Ведь всего за час внутрь успевают заехать десятки огромных трейлеров и сотни автомобилий и разместиться почти впритык друг к другу.
Процессом управляют всего несколько человек указываю кому куда ехать и где встать.
Нас вместе с мотоциклистами на черных Харлеях пропустили первыми.

Для пассажиров при входе организована фотосъемка в специальной картонной арке.
Позже на одной из палуб будут вывешены все фотографии, при желании Вы можете купить свою на память, а можете и не купить если не порнравиться или жалко денег.
При входе стоят люди, считающие пассажиров и раздающие брошюрки и купоны скидок. 
Мы на себе этого конечно не ощутили поскольку грузились как транспортные средства с кормы:)

Регулировщик дал отмашку и мы первыми заехали внутрь чрева.
Проехали через все судно до носа и стали крепить велосипеды .
На случай бортовой качки.
Там много всяких железок, реек и других выступающих элементов. Я привязал багажными резинками и еще какими то оранжевыми ремнями найденными в ящике поблизости.
Вроде бы эти ремни служат для растяжки и крепления мотоциклов к полу.

Забрав нужные нам вещи (и на всякий случай ценные - российская привычка), мы поднялись из машинного отделения на свою палубу. 
Точнее спустились, ведь вторая палуба была этажом ниже.
Из машинного отделения внутрь корабля ведут несколько дверей открываемых, нажатием большой красной кнопки.
А Обратно можно войти только с помощью магнитной карточки.
Причем после того как погрузка закончится и корабль отчалит - доступ в машинное отделение будет закрыт вплоть до прибытия в порт назначения.

Поскольку мы погрузились первыми, то до отправления парома могли бы успеть помыться и привести себя в относительный порядок после трехдневной дороги.
Но Ринат ,как всегда, просто упивался водными процедурами.
Мылся он подолгу и со вкусом.
Скоблил и остервенело тер свое жилистое тело часами будто в последний раз.
Любая барышня проиграла бы ему по времени нахождения в санузле.
Ну а я привык все делать быстро и десяти минут мне вполне хватило чтобы побриться и помыться:)
Наконец мы были готовы выйти в свет.

Это можно было сделать или по лестницам или с помощью лифта.
Выбрали последний, благо народ уже к этому времени расположился в местах получения удовольствий и лифт был относительно свободен.
Поднялись сразу на верхнюю палубу чтобы полюбоваться пейзажами.
Хельсинки уже давно скрылся из виду и паром скользил вдоль финского берега.
Погода была замечательной и пассажиры высыпали на открытые палубы, наслаждаясь чистым воздухом, соленым ветром и солнцем. 

Мы методично обошли все палубы, заглянув буквально в каждый уголок.
Ходить на пароме можно буквально везде.
Я сразу подумал, что у нас бы его обвешали табличками типа "Проход запрещен","Служебный вход" или "Только для персонала" Кстати эта свобода доступа в ,казалось ,не предназначенные для доступа места всегда смущала меня и впоследствии - все никак привыкнуть не мог.

Ринат сказал ,что хватит ходить надо наконец познакомиться с какой нибудь девушкой.
И заметив на палубе симпатичную одалиску подсел к ней.
"Хай" - сказал он одну из трех ангийских фраз, которые знал на тот момент.
"Хай" - улыбнулась в ответ девушка
"Май нэйм из Ринат" - выдал тираду мой друг.
"Сюзанна" - был ответ
Вдохновленный успехом Ринат решил развить достигнутое и взять быка за рога так сказать.
Он вытащил горлышко бутылки с водкой из рюкзака и томно вращая глазами с явным шеффилдским акцентом спросил - "Дринк виз ми"?
Девушка не то чтобы шарахнулась сразу. 
Но как то растерялась поначалу а потом, виновато улыбаясь, как то бочком бочком и ретировалась.
Контакт был провален.


И нам ничего не осталось как снова погрузиться в паромные недра, чтобы вкусить на себе прочие прелести праздной жизни. 

Внутри бурлила жизнь.
У дверей ресторана стояла очередь - люди ждали когда освободятся столики.
В пивном баре проходил конкурс караоке.
Мы на полчаса заслушались ,как молоденькие девочки пели песни Селин Дион и Мадонны ничуть не хуже оригиналов.
И сорвали бурные овации в конце. Народ там совсем без комплексов, чувствуют себя раскрепощенно. Могут например что то громко орать на весь коридор друг другу. 
Или наоборот сидеть на диванчиках часами совершенно неподвижно, уставившись в иллюминатор.

В местном пабе попробовали пива Kozel по 5 евро за кружку.
Настоящее пиво непривычно русскому человеку - без газа как компот с градусами.

Под конец вечера осели в ночном клубе - там мы пили кофе и чай и смотрели развлекательное шоу.
Выступали певцы, танцоры и иллюзионисты.
Под живую музыку народ охотно танцевал.

Ближе к часу ночи мы пошли спать.
Завтра будет трудный день.

Между Швецией и Финляндией разница во времени минус один час.
Мы встали пораньше, чтобы не опоздать на завтрак и отвести на это мероприятие побольше времени
Завтрак в Викинг Буфете начинается с 7 утра и длится вплоть до самого прихода парома в Стокгольм, то есть почти до 9:30 
Стоит он, как я говорил, 8 Евро.
Выбор блюд кого то наверно не впечатлит, но ведь это просто завтрак.
Каши, йогурты, сухие завтраки, варёные яйца, ветчина и мясо разных видов.
Маринованные и свежие огурцы и помидоры.
И еще много красной малосоленой рыбы.
На которой Ринат просто оторвался - он ел ее килограммами, накладывая полную тарелку тонкими, как туалетная бумага ломтиками.
А также разнообразные печенья, дыни, три разновидности соков, чай и кофе.
Вполне достаточно чтобы как следует наестся перед дальней дорогой.
Миша с Ульрикой подошли позже.

Ринат пришел в неописуемый восторг от неограниченной возможности набить живот.
И сказал что уйдет отсюда только ползком.
Надо сказать что слова с делом у него не разошлись - он совершил несчетное количество подходов к стойкам с едой, каждый раз принося тарелки доверху набитые снедью.
Рыба сменялась тефтелями,тефтели корейкой, корейка переходила в колбаски под брусничным соусом.
Все это сдабривалось стаканами с соком.
Потом он принялся за десерты и мучное, заедая фруктами и запивая чаем.
И все время приговаривал, как бы оправдываясь, что у него было трудное детство и деревянные игрушки.
Я первое время старался не отставать, но потом сдался:)

При всем этом мы еще успевали обсуждать насущные проблемы российско-шведских отношений и геополитическую обстановку на Скандинавском полуоострове.
За разговором с нашими новыми друзьями не заметили как прошло время и раздался звоночек, извещающий засидевшихся людей о том что пора выметаться.
Паром подходил к причалу в Стокгольме.
Удивительное путешествие подошло к концу и надо было спешить забрать вещи из каюты и идти к своим байкам.


Разгрузка парома дело такое же молниеносное как и погрузка.
Простоя быть не должно.
Как только паром причалит персонал тут же бросится всё отмывать (иногда даже стены), менять бельё, выносить мусор - за время стоянки надо всё приготовить и принять новых пассажиров.
Когда отчалит паром до Турку (стоянка около часа), его место займёт паром из Хельсинки, стоянка которого продолжительнее (около пяти часов), вечером же сюда снова придёт паром из Турку, но уже другой. =) И так без остановки каждый день уже много лет.

Нас ждал Стокгольм.