Новые приключения Малыша и Карлсона

Чувствуем себя дикарями

глава в которой Малыш борется с душем, а Карлсон бодяжит настойку

- .. Все люди радуются, когда видят палатку. 
Да еще такую, в которой горит огонек! - И Карлсон зажег фонарик. 
Малыш не был уверен, что Бетан уж очень обрадуется, увидев палатку. 
Но зато стоять рядом с Карлсоном в темноте под одеялом и светить фонариком было так здорово, так интересно, что просто дух захватывало.... 

 

Проснулись после ночевки непростительно поздно в 8:30 утра.
Солнечные лучи вовсю уже жарили сквозь густые ветви сосен. 
На сборы ушло еще часа два и прощай остров Морко, ставший нам первым приютом на шведской земле.
Долго ли, коротко, доехали до городка Вагнерад (Vagnarad).


И первым делом на близлежащую бензозаправку.
Заправки в Швеции - просто спасение для велотуристов и прочих путешественников.
Во-первых бесплатные туалеты в которых есть горячая вода и при желании можно помыть голову или еще что.
Во-вторых набрать воды. Либо в туалете, либо снаружи, где есть специальные застекленные стойки с водопроводным краном, ведерком , щеткой для мытья машин и устройством для подкачки колес
Мы им не разу не пользовались, но шведским велосипедистам это конечно облегчает жизнь.
В-третьих можно взять бесплатную карту местности где находится заправка.
Карты не очень подробные, но в случае когда там схема того или иного города весьма выручает.
И не приходится блуждать вслепую по населенным пунктам.

Ринат так наловчился, что всегда с охотой заходил в магазинчик при бензоколонке и, выпучив глаза, произносил "Зе мап!".
Его почти всегда понимали и протягивали заветный листок с улыбкой и словами "It's a free!"(бесплатно)
Причем подобное характерно вроде бы только для Швеции, в Норвегии, когда мы спрашивали карту на заправках, нам предлагали платные дорогущие атласы.

Что касается самого бензина то как вы понимаете он нас интересовал не сильно.
Всего пару раз покупали по литру для нашей горелки. 
Цена его как уже говорил в районе 11-12 крон за литр
Автозаправочные станции в Швеции работают по принципу самообслуживания, и оплата за горючее производится либо кредитной картой у автомата бензоколонки (если заправка полностью автоматическая), либо в кассе после заправки машины.
Касса находится внутри магазинчика именуемого везде "Butik"


По идее все основано на честности граждан, но оказывается и среди законопослушных шведов встречаются любители сжульничать и покататься бесплатно.
Обычные шведские граждане , заправившись, подходят к кассиру заправочной станции, платят 10 крон (около $1,3) за шоколадку, взятую в магазине при заправке, и уезжают, "забыв" уплатить значительно большую сумму за бензин. 
Воровство бензина обходится шведским АЗС в 40 млн крон (около $5 млн) ежегодно.
В результате заправочным станциям приходится покрывать потери за счет "накрутки" цен на сопутствующие товары. 

Дороги в Швеции, как я уже говорил, выше всяких похвал, однако предельная скорость передвижения ограничено 110 км/ч.
Кроме того все автомобили в любое время суток должны ездить с включенными фарами. Считается что так безопаснее.

Ну естественно безупречные разметки трасс. 
Особенно меня вставляли ребристые полосы-отбойники нанесенные с правой стороны на дорожное полотно - их делают чтобы в темноте машина случайно не вылетела на обочину.
Если она наездет правым колесом на такой отбойник, то соответственно начнет вибрировать на этих мини кочках.
Нам приходилось ехать пару раз по автотрассам и ощущения от попадания на эти полосы просто зубодробильные. 

Машины на восточном побережье Швеции все сплошь новенькие и весьма дорогих марок.
Очень много старых американских мастодонтов 60-х годов - Кадиллаки, Бюьики, Понтиаки и тп. в прекрасном состоянии. 
Я их никогда вблизи раньше не видел и размеры их воистину впечатляющи. Эдакие корабли на колесах. 
Встречаются и прочие удивительные механизмы.
Например в Стокгольме мы видели автомобиль-кабриолет в виде огромного кроссовка "Nike".
Скользит такой тапочек вдоль мостовой даже колес не видно.

С чувством юмора у шведов похоже все в порядке. 
Иногда это чувство принимает монументальные скульптурные формы.
В Стокгольме, да у в других частях Скандинавии везде встречаются весьма забавные памятники.
Особенно много голых женщин.
Как вам нравится например фонтан, в котором лежит обнаженная красавица и надпись "Купающаяся шлюха".
Ринат там вообще с ума сходил от всего этого.


По дороге встретили группу пенсионеров на велосипедах с планетарными втулками.
Они лихо обогнали нас и унеслись вперед. Ринат не стерпел такого унижения и помчался догонять.
Это у него называлось "зарубиться".
Иногда он так зарубался с разными быстро едущими товарищами несмотря на мои протесты, что в результате уезжал не в ту сторону. 
Казалось что у него в голове щелкает какой то тумблер и он забывает все на свете кроме цели - догнать и перегнать.
Один раз пришлось даже ехать за ним и за километр орать чтобы вернулся, пока Миша с Ульрикой ждали на развилке.
Справедливости ради надо сказать что к концу похода он исправился.
То ли внял голосу разума, то ли выдохся:)
А вообще в Швеции очень многие ездят на байках с планетарными втулками. Особенно по городу.
Как правило такие велосипеды имеют колеса 28 дюймов (в отличии от горного 26"). И довольно резвы и накатисты. Есть там у них такая национальная популярная фирма , выпускающая велосипеды с приснопамятных времен.
"Crescent" называется.(www.crescent.se)
Престижно и патриотично иметь такой велосипед. 
Фирма выпускает широкую гамму велосипедов в том числе и городские для домохозяек и пенсионеров. 

Планетарная втулка если кто не знает - это когда механизм переключения скоростей находится во втулке заднего колеса.
Количество передач невелико - максимум восемь, но для города и покатушек на природе этого вполне достаточно.

Преимущества такой втулки в том что механизм переключения передач полностью спрятан внутри корпуса , что позволяет защитить его от попадания грязи ( за счет этого долговечность деталей существенно повышается). 
Кроме того возможно переключение передач даже тогда, когда вы стоите на месте. 
Цепь постоянно идет прямо без изгибов и это сказывается на увеличении ресурса цепей и звездочек.

Оборотной стороной является вес таких втулок: они в два-четыре раза тяжелее обычных задних втулок горного велосипеда и имеют достаточно высокое трение в сложном шестеренном механизме планетарной втулки , что вызывает повышенную затрату сил велосипедиста. 

В районе Нальго (Halgo) вновь выехали к берегу моря. 
Промчались мимо несколько дивных уединенных пляжей. Как и везде раньше и далее на природе - ни души!
На море и озерах никто не удит рыбу. На пляжах развеселые компании, приехавшие на машинах прямо к воде, не едят арбузы ,разбрасывая корки вокруг себя веером, не пьют водку и не жгут костры.
В лесах не бродят толпы грибников и собирателей ягод. 
Девственная тишина и нетронутость. 
Только птицы косяками летят в небе, по краям опушек бегают зайцы и лисы.
Ринат попытался даже сфотографировать маленького лосенка.
Но тот оказался шустрее. Его смазанную задницу с куцим хвостом я уж не стал сюда вставлять.

Подъезжая к Нючепингу (Nykoping) ,встретили по дороге цветасто одетого голландца на шоссейном велосипеде c минимумом груза. Ехал в одиночку из Амстердама на мыс Нордкап.
Это самое северное обитаемое место на земле за Полярным кргом в Норвегии. 
От места нашей встречи до конца ему ехать по меньшей мере 3500 км.
Миша с Ульрикой поболтали с ним на английском, не слишком напрягаясь с переводом для нас.
Голландец на редкость жизнерадостный тип. Энергия и человеколюбие били из него ключом.
Жаль ехали в разные стороны, а то можно было бы с ним подольше пообщаться. Расспросить про то как он едет, про его страну.
 

От места ночевки на острове Морко до Нючепинга - 70 км.
В городе сразу зарулили в магазин, чтобы набрать еды на вечер.
Затарились скромно - всего на 60 крон (240 руб)
Взяли хлеба, русского кефира ,яблок, ветчину в консервной банке и шоколодку.
Поход в магазин каждый раз отнимал у нас достаточно много времени.
Нужно было не только разобраться в названиях, но и найти подешевле.
А их супермаркеты не четв нашим. Выбор там просто огромен.
Можно день гулять по этим царствам снеди.

Город Нючепинг типичный для восточного побережья шведский провинциальный городишко. 
Пасторальная нега разлита по его улицам.
Никто никуда не бежит. Мамы гуляют с детишками, молодежь валяется на лужайках. Все чисто, подстрижено и выровнено.
У берега - частокол мачт морских яхт. 
На стоянках машины Вольво XG , Мерседесы, BMW.
Ринат облизывался на них и думал что тут живут сплошь богачи.
Хотя по их меркам такими машинами владеют самые обычные люди. Не нувориши или олигархи.
А если и есть среди них действительно богатые - то их никогда не узнаешь по внешнему виду или каким то прочим атрибутам.
В Швеции не принято выделяться - это дурной тон.
Дома богатых шведов, как правило, деревянные. Уютные, но отнюдь не монументальные.
Никаких многоэтажных помпезных дворцов, как это принято у наших разбогатевших сограждан. 
Простенько, но со вкусом.
Даже если в гараже стоит пара автомобилей, особым шиком для настоящего шведа считается ездить на работу и с работы на велосипеде. 
Мужчины в тройках и с кожаными портфелями деловито крутят педали.
Там даже министры ездят на велосипедах по своим служебным делам и без охраны.
Потому что это полезно для здоровья и не вредит экологии.

Шведы - одни из самых счастливых людей на планете.
Каждый четвертый опрошенный утверждает, что «очень счастлив».
Больше половины предпочитают термин «доволен жизнью» и связывают это в первую очередь со здоровьем.
Честно говоря в такой стране и мне бы захотелось бегать по утрам каждый день и делать зарядку.
Тут все располагает к этому. И чистота воздуха и отношение людей.

Дело близилось к вечеру и Миша заявил, что дикарем они стоять сегодня не будут.
Ульрике нужна горячая вода, нормальный туалет и все такое.
Стало быть альтернативы кемпингу у них нет. 
Ближайший был около города Нэвекварн - в 30ти километрах от Нючепинга. Туда мы и отправились без промедления.

 


На въезде в Нэвекварн (Navekvarn) установлен любопытный транспарант.
Мы даже сфотографировались на его фоне.
Надпись гласит:"Едте медленно через Нэвекварн - здесь так красиво"
Такие надписи весьма характерны для шведов, как видно ложной скромностью они не страдают.

Кемпинг в который так стремились наши друзья находится прямо при въезде в город на берегу длинного и весьма живописного фьорда Бравикен.
Мы сразу проехали по территории кемпинга.
Миша с Ульрикой нашли место где ставят палатки.
Затем посетили ресепшен и узнали цену размещения.
Она составляла 100 крон за палатку. Миша сразу заплатил и получил магнитный ключ от душа и туалета.
В общем то не дорого и я поначалу склонялся к мысли ,что стоит присоединиться.
Но Ринат в категоричной форме заявил, что не отдаст ни одного эрэ шведским капиталистам.
И мы с ним поехали искать место для своей стоянки.

Надо заметить, что в Швеции не запрещено ставить палатки на природе в случае если это не частная терриртория и не заповедник.
Но и не принято. Все шведы всегда останавливаются в кемпингах.
Трудно понять их психологию.
Нам всегда хотелось поставить палатку в уединенном красивом месте , желательно у воды, а не тесниться на специально отведенной территории с сотней людей, среди автоприцепов и мотоциклов.
За месяц нашего похода мы ни разу не видели туристов подобных нам.
Нам с Ринатом вобщем то несказанно везло и каждый день удавалось найти место для стоянки одно лучше другого.
Как и в этот раз.

Совсем недалеко, метрах в 50, находился маленький островок на который с основной территории кемпинга был перекинут деревянный мостик.
Как оказалось впоследствии это была тоже часть кемпинга - вроде прогулочного парка с местами для купания. 
Мы с велосипедами перешли на этот остров и ,обойдя его ,обнаружили великолепное место с прекрасным видом на залив, живописным скалистым берегом.
Там даже был столик со скамейками.

Я тут же забыл о своем желании быть как все цивилизованные люди и согласился с Ринатом, что лучше нам поблизости не найти.
Несколько смущало то ,что мимо периодически проходили люди из кемпинга.
И мы решили поставить палатку на всякий случай только когда стемнеет и эти хождения прекратятся .
Вдруг кому из этих добропорядочных самаритян взбредет в голову доложить о нашем незаконном присутствии куда надо. 
В общем как оказалось беспокоились мы зря. Шведы вообще не лезут в чужую частную жизнь и не задаются никакими лишними вопросами. Наверно они посчитали, что раз мы здесь, то все формальности нами выполнены. Иного и допустить нельзя.
В общем то и наша совесть была относительно чиста. 
Ведь мы встали на самой окраине кемпинга вдали от его платной инфраструктуры.
Впрочем о совести - это я все про себя в основном:) Ринат никогда не мучался подобными атавизмами.

Как говорится, пока суд да дело - решили поужинать.
Ринат занялся готовкой еды, а я решил сбегать помыться в душ, воспользовавшись ключом Миши.
Перейдя через мостик на материк увидел ,что наши друзья уже поставили палатку.
Ужинать они решили самостоятельно ,приготовив еду на кухне кемпинга. 
К тому же наверно мы им порядком надоели и им хотелось уединения.

Взяв ключ, я спокойно проник в душевой домик, разделся и зашел в кабинку.
Ну а дальше испытал самые сложные чувства за весь поход , потому что не смог включить воду.
Дело в том, что там не было ничего даже отдаленно напоминающего вентиль.
Я покрутил и подергал все ,что можно было подергать, нажал на все выступы и... ничего.
Ну образование все таки инженерное когда то было и мозги не совсем еще расслабились - соображаю лихорадочно - наверно магнитный ключ снова надо вставить в какую нибудь щель.
Нету щели! 
Вот, думаю, стыдоба то!
Если воду не могу запустить, что дальше то будет!
Вы когда нибудь ощущали себя папуасом, вылезшим из джунглей в большой город?
Вот я себя ощутил им в полной мере.

Делать нечего пришлось одеваться и идти к Мише нашему на поклон, чтобы просветил как и чего.
Оказалось надо платить ДЕНЬГИ!
На противоположной стене от кабинок были неприметные с виду металлические коробочки похожие на электросчетчики.
Вот в них то у нужно было кидать монеты номиналом в одну крону.
Кинул денежку и водичка течет ровно 45 сек! И не секундой больше! Кинул еще - еще 45 сек.
В общем помывка в ритме танго:) 


Короче мне удалось уложиться в три кроны.
В первую крону я намыливал мочалку, во вторую тело, а на третьей кроне все смывал.
Что то мне сразу вспомнилась повесть Носова "Незнайка на Луне"
Там тоже, когда герой попал в капиталистическую гостиницу, везде надо было монетки кидать, чтобы что либо заработало.
В результате никакого удовольствия от душа не получил, разве что грязь смыл.

Ринат на острове развил кипучую кулинарную деятельность. 
Достал наших священных коров - бутылку водки "Крещенские морозы" и травяную башкирскую настойку.
Сварил кашу , открыл купленную еще в Стокгольме рыбную консерву под маркой "Euroshop" за 4 кроны.
Мы всегда старались покупать продукты именно такой марки. Они почему то сильно дешевле прочих аналогичных.
Ну конечно качество не хай класса, но вполне съедобные.
Достал прочие деликатесы.

Идти мыться мой коллега сразу отказался ,когда узнал что нужно платить.
При этом развил теорию загнивания капитализма в отдельно взятой стране.
Прошелся по системе кемпингов в Швеции и угомонился только, когда я предложил ему начать все таки ужинать.

Уже порядком стемнело. Время близилось к полуночи. 

И мы провели за нашим столиком на острове с видом на фьорд Бравикен незабываемые часа полтора.
Ели не торопясь, получая удовольствие от свежего морского воздуха, общения друг с другом и просто сознания того, что мы сидим вот так запросто в чужой стране, так далеко от дома.

По заливу несколько раз проплывали какие то корабли, оглашая пространство вокруг протяжными гудками.
С клекотом проносились стаи гусей, мяукали чайки и где то вдали на суше были едва слышны приглушенные звуки людской жизнедеятельности.
Скоро совсем стемнело.

Мы были почти одни в центре своей маленькой вселенной.
И только воображение кружило нас в хороводе ощушений имя которым - Швеция.

Проехали: 99 км
Педалировали: 5ч 33 мин
Температура днем: +28С