Новые приключения Малыша и Карлсона

Город Венеры бальзаковского возраста

глава в которой Малыш и Карлсон знакомятся с бытом обычной шведской семьи и немного отдыхают от своего великого пути

- Дядя Юлиус, - проговорил наконец Карлсон, - скажи, тебе когда-нибудь кто-нибудь говорил, что ты красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил?
Дядя Юлиус никак не ожидал услышать такой комплимент. Он очень обрадовался - это было ясно, хотя и попытался виду не подавать. Он только скромно улыбнулся и сказал:
- Нет, этого мне никто еще не говорил.
- Не говорил, значит? - задумчиво переспросил Карлсон. - Тогда почему тебе в голову пришла такая нелепая мысль?
- Карлсон, перестань... - сказал Малыш с упреком, потому что считал, что Карлсон и в самом деле ведет себя безобразно. 

Утро выдалось опять хмурым. В воздухе висела дождевая морось.
Это заставило нас собираться быстрыми темпами.
Жалко было покидать такое красивое место.

Мы вновь выехали на трассу и обогнули озеро Антен с севера.
Около городка Соллебрюнн (Sollebrunn)я как навигатор дал маху.
Захотелось срезать небольшой крюк через этот город и, не заезжая в него, проехать по гипотенузе треугольника.
Но фишка не удалась - мы заехали в тупик. Проселочная дорога уперлась в частные владения а шуровать по полю мы не решились.
Пришлось возвращаться обратно. Но нет худа без добра - мы зато по пути посмотрели как в Швеции грузят спиленные в лесу деревья.

 

К обеду добрались до большого города Тролльхеттан (Trollhattan)
Это по своему знаменитый город. Как и Гетебог - он является центром автомобилестроения Швеции.
Здесь расположены заводы компании SAAB

Как известно, во второй мировой войне шведы оставались нейтральными, однако это вовсе не значит, что они не заботились о своей армии, немыслимой без авиации.
В стране действовал единственный завод в г. Тролльхеттан в 100 км от Гетеборга, строивший самолеты по лицензиям.
Дабы избавиться от иностранной зависимости в 1937 г. несколько национальных предприятий при поддержке правительства образовали корпорацию “Svenska Aeroplan Aktiebolager”, сокращенно SAAB.
Бомбардировщик В–17 встал на вооружение в 1940 г., за ним последовали другие боевые машины.
Но в мирное время нужды армии, тем более в остававшейся нейтральной стране, резко снизились, и вот тогда–то совет директоров решил направить высвободившиеся ресурсы на автомобилестроение.

Сегодняшний SAAB предлагает множество технических новинок в области безопасности и недаром именно эти машины являются лидерами по этой части в мире.
Последнее ноу-хау инженеров из Тролльхеттана - система двойных "интеллектуальных" ремней безопасности SSB
На машину, оборудованную обычными ремнями безопасности, скоро начнут смотреть искоса - как на безнадежный анахронизм. 
Первое ощущение, когда испытываешь на себе SSB - cловно рюкзак на плечи повесили.
Кроме привычного ремня тело перехватывает еще один дополнительный - через другое плечо.
Ты "схвачен" ремнями крест-накрест, как парашютист.
Система немного стесняет движения, и вальяжно развалиться за рулем уже не получится. Зато и выскользнуть из-под такого ремня в случае экстремальной ситуации практически невозможно. 
При экстренном торможении за какие-то доли секунды срабатывают натяжители ремней, приковывая водителя к креслу. 

Кроме этого в Трольхеттане расположены крупная фирма – «Вольво аэро» и киностудия «Троле-вуд».

 


Мы покатались немного по центру и выехали наконец к Трольхеттан-каналу, который являетя частью Гота-канала соединяющего два побережья Швеции.
Здесь мы удобно расположились на скамеечке и принялись за обед.
Булочки с изюмом купленные со скидкий были не очень свежими, но разве заметишь это когда голоден.
Какой то местный пацан бегающий рядом очень заинтересовался нами.
И подбежав начал донимать нас какими то вопросами по шведски.
При этом у него было какое то странное выражение лица и у Рината закралось подозрение, что мальчик малость не в себе.
Мы пытались отделаться от него всучив кусок шоколадки.
Однако он и шоколадку взял и отстать не отстал.
В конечном итоге мы просто перестали обращать на него наше внимание. И он сам по себе прыгал вокруг нас, что то бубнил, гоготал и вращал глазами.

По каналу периодически проезжали катерки.
Вдалеке виднелся высокий мост по которому проходил автобан - 44я дорога.
А чуть ближе к нам - подъемный мост.
Он раз в полчаса поднимался над водой чтобы могли проехать суда.

На выезде из города зашли в большой универмаг посмотреть на спортивные товары.
Выбор конечно очень огромен, но покупать что то смысла нет из за больших цен.
По велосипедной дорожке, тянущейся вдоль канала мимо многочисленых полей для гольфа, к четырем часам дня мы прибыли в Ванерсборг (Vanersborg).

Я позвонил по мобильному телефону родственникам.
Трубку взяла их дочка Лиза, плохо говорящая по русски.
Уже через пару минут мы знали куда ехать.

Город по своему красив и очень провинциален.
Его население всего 21 000 человек.
История города идет со средних веков , с 1540 г когда он был основан.
Его местоположение на берегу озера Венерн (Vanern) сразу опредилило важность города как гавани.
Особенно повысилась эта значимость после ввода в действие канала связывающего город с Гетеборгом.

На гербе Ванерсборга изображен корабль с двумя шведскими флагами.
В 1834 году город не избежал типичной участи того времени - он сгорел дотла.
И впоследствии был в точности восстановлен по сохранившимся рисункам и документам.
До 1999 года это была столица лена Alvsborg.
Но потом после реорганизации территорий потерял этот статус.

После прочих виденных шведских городов Венерсборг показался мне несколько замшелым и увядшим.
Он будто женщина, которая несомненно была хороша в молодости, но теперь достигнув рубежа средних лет несколько потускнела.
И никакой косметикой не скрыть морщинки прожитых лет.
И грудь уже не та и талия немного расплылась.
Но и теперь она стремиться выглядеть достойно, насколько это вообще возможно.
Ведь время не обманешь.

Мои вновь приобретенные родственники оказались на редкость радушной и симпатичной супружеской парой.
Наташа некоторое время назад вышла замуж за шведа Магнуса и теперь они обосновались в его родном городе.
Магнус вполне прилично говорил по русски.
Нисколько не обижался на шутки в свой адрес и шведов вообще (например на то, что шведы похожи на вареных рыб).
Магнус и Наташа жили в муниципальном четерехэтажном доме - навроде наших хрущевок только конечно с квартирами не в пример больше и лучше.

Поставив байки в подвал дома, мы поднялись в квартиру.
Там было полно народу.
Дело в том, что Магнус - дипломированный инженер сидел без работы уже довольно давно.
И зарабатывал на жизнь шитьем корсетов для женщин.
Оказывается в Европе это нынче модно.
И мы пришли как раз когда он занимался очередной клиенткой.

Вдобавок в квртире находились еще две очаровательные молодые особы - их дочка Лиза и ее подружка.
Ринат встал в боевую стойку, как их увидел, и поинтересовался не остануться ли скандинавские красавицы послушать рассказы бывалых путешественников.
Но они к сожалению собирались куда то уходить и мы толком мы не успели пообщаться.
Девочка очень самостоятельная несмотря на свои пятнадцать лет.
Кроме учебы еще и работает, чтобы не просить деньги у родителей. 

Радушные Магнус и Наташа разместили нас и мы прекрасно провели время за ужином.
Магнус угостил нас настойкой собственного приготовления и рассказал о своем увлечении - он собирал усилители на старых лампах.
Нынче такие усилители в цене- почему считается что качество звука, прошедшего через такой усилитель намного лучше чем через транзисторный.

Ринат был на удивление не слишком разговорчив за столом.
Он все больше слушал и лишь иногда интересовался чем нибудь из области искусства.

Мы много говорили о жизни в сегодняшней Швеции для среднестатистической семьи, о трудностях с работой, о скукоте витающей вокруг и о замкнутости людей на бытовом уровне.

Конечно главной чертой шведского характера является трудолюбие и все то общее относительное материальное благополучие в стране создано их руками.
Шведы довольно осторожны и обычно неохотно высказывают свое мнение.
Они несколько скучнее других европейцев (помните вареную рыбу?) и более замкнуты, из-за этохо шведов считают неконтактными и некоммуникабельными людьми. 
Возможно, сам климат Швеции оказывает влияние на изолированность людей, способствует развитию различных психозов.
Шведы боятся показать свои эмоции, особенно душевные страдания, окружающим.
Они не любят говорить о себе - так принято вести себя.
Если швед начнет говорить, его трудно будет остановить, но разговорить шведа очень сложно.
Швед, «застегивающий свою душу на все пуговицы» в разговоре со шведом, гораздо откровеннее рассказывает о себе иностранцу. 
Жителям небольших шведских городов не свойственна общительность русской провинции.
Обитатели подъездов почти не знают друг друга.
Просто так заходить в гости не принято - каждый сам по себе.
Любезная улыбка при встрече - достаточная форма общения.
Большая часть шведов не обладает ни искусством, ни потребностью задушевного разговора.

Но Магнус был уже не типичным шведом - он немного обрусел.
И разговор наш был вполне живым, особенно после наливки

Потом мы пошли гулять по вечернему городу.
Прошли через центр до парка на набережной.

Озеро Венерн - самое большое озеро Швеции и третье по величине в Европе после Ладожского и Онежского.
По сути это как море - его площадь 5650 км? и наибольшая глубина 106 м.
Венерн занимает тектоническую впадину — грабен.
Много островов. Из озера вытекает река Гета-Эльв, впадающая в пролив Каттегат.
Венерн замерзает в декабре—январе, вскрывается в конце апреля, однако ледяной покров неустойчив.

Вечером Ринат решил воспользоваться интернетом и написать письмо на родину своей девушке.
Ринат с компьютерами не дружил , а тект набирал тыкая по клаве одним пальцем.
Мне ужасно хотелось спать.
Я открыл ему mail.ru , показал как набирать и отправлять письмо и пошел на кровать.
Где то часа в три ночи меня растолкал мой приятель и сказал, что его двухчасовые муки творчества увенчались успехом и попросил меня выключить компьютер.
На следующий день выяснилось - Ринат так долго сочинял письмо, что естественно его выкинуло из ящика.
И он по незнанию письмо не отправил. Все пропало напрасно.
Пришлось наутро наскоро помочь ему.

Проехали: 70 км
Педалировали: 4,15 часа
Температура: 22C