Новые приключения Малыша и Карлсона

Кофейное танго

глава в которой Малыш наслаждается музыкой, а Карлсон скачет по валунам лососевой реки

Но Малыш слушал его рассеянно, у него кружилась голова от звуков и запахов летнего вечера. 
Он уловил аромат цветущих лип с их улицы, слышал стук каблуков о плиты тротуара -- много людей гуляло в этот ясный вечер. 
- "Какой летний звук!" - подумал Малыш. 
Вечер был совсем тихий, и каждый шорох из соседних домов доносился до него удивительно отчетливо: люди болтали, и кричали, и пели, и бранились, и смеялись, и плакали -- все вперемешку.
И никто из них не знал, что рядом с ними сидит мальчишка и вслушивается в это сплетение звуков, как в самую настоящую музыку.

В это утро мы особенно не торопились.
По моим прикидкам проехать в этот день предстояло не очень много и можно было позволить себе чуток понежится в спальниках.
Поднялись мы тогда когда за стенкой палатки услышали голоса.





Пришли шведы и шведки на утреннее купание. Видимо жители близстоящих домиков.
Нам они тактично словно бы и не заметили. Окинули взглядом и прошли мимо.
Редко кто на нашем пути пытался с нами заговорить, у шведов не принято лезть в чужую душу.
Пока мы собирались и завтракали пришла еще одна северная нимфа,сбросила халатик и вошла в теплые воды.
Ринат вроде встал поначалу в боевую стойку, но потом, видимо вспомнив неудачный опыт на пароме и языковой барьер, сник.
А нимфа не удостоив нас даже мимолетным взором ушла по тропинке обратно.


В районе десяти утра мы наконец отправились в дорогу. 
Проезжая мимо одного из домиков Мйовика мы увидели как наша утренння нимфа старательно красит белой краской заборчик.
Заборчик и без того белый и блестящий зачем то красили повторно.
Что ж - каждый занимает свое время так как считает нужным.

После гостеприимного Мйовика дорога шла через поля с пасущимися коровками - гладкими и идеально чистыми, их бока не были заляпаны грязью, сквозь кожу не проступали ребра , а полчища слепней не одолевали животных с яростью достойной лучшего применения.
Убранное сено на лугах, как и везде раньше было упаковано в пленку.
Правда форма была тут не кубическая, а тороидальная.
Голубенькие аккуратные точки бутилированного сена гигантскими грибами-дождевиками заполняли поля до самого горизонта.

Погода была как и в прошлые дни весьма жаркой, но сильный встречный ветер и темные облачка на горизонте явно свидетельствовали о скорой смене погоды.
Такой ветер всегда возникает, когда теплые атмосферные массы сталкиваются с наступающими холодными.



Первый большой южный город на нашем пути был Роннебю (Ronneby)
Это очень старый и знаменитый город. Наряду с Кальмаром ситающимся самым красивым и важным городом южной Швеции.
Был основан очень давно еще во времена викингов, свидетельством чему служат рунические камни в местечке Бьйоркеторп (Bjorketorp) с письменами датированные седьмым веком.

Ныне это очень уютный и современный город.
Здесь к примеру тоже есть свой небольшой технопарк - компьютерный центр Softcenter.
Северная часть города Bergslagen не пострадала от разрушительного пожара охватившего город в 1864 году.
И здесь сохранились в неприкосновенности все старинные постройки города.
Самой большой достопримечательностью является щирка Heliga Kors church построенная еще в 1100 году.

Мы покрутились по городу некоторое время, подышали его стариной и поехали дальше.
До Карлсхамна педалировали около двух часов, наслаждаясь видами сельской Швеции.
Ринат как обычно вырывался вперед и однажды опять чуть было не уехал в ложном направлении.
Периодически я с ним ругался на эту тему. Все как всегда вобщем.

По ходу движения мы ехали по второстепенным дорогам, петляя вокруг трассы E22 и периодически пересекая ее то под, то над.
В результате путь наш несколько удлинился но зато мы спокойно ехали почти в одиночестве обгоняемые редкими автомобилями.
Проехали Арюд (Aryd) и очередной город имени Карла встретил нас своими игрушечными уютными улочками .

Город мне очень пришелся по душе. От него веяло каким то совершеннейшим спокойствием и умиротворением.

Город возник на месте рыбацкой деревни и верфи Bodekull.
Он расположен в глубоком, хорошо защищенном заливе в устье реки Mien в месте где она впадает в Балтийское Море.

Давным-давно это место, которому позже дадут имя Карлсхамн, было важным морским портом для людей проживающих в западной части района Blekinge, южного Smoland и северо-востока Skаne. 
Bodekull тогда была маленькой деревушкой принадлежащей к округу Asarum.
Здесь можно было найти только крестьян, рыбаков и несколько таможенных служащих.
Все сборы с таможни и порта, собранные в то время, предназначались городу Ronneby и государству.

Шведский король в середине 17 века прибыл из Пфальца, на юге Германии.
Его звали Карлом X Густавом, и он был двоюродным братом его предшественницы Королевы Кристины, которая отреклась от престола в 1654 году.
Таким образом он стал родоначальником династии Пфальцграфов на троне Швеции.
Карл Х Густав провел несколько войн во время своего короткого правления, и в одной из этих войн он победил Фредрика III и Датчан.
По Роскильдскому Мирному договору, заключенному 26 Февраля 1658 года, Швеция получала, кроме всего прочего районы Skаne, Blekinge, Halland и Bohuslеn.
И маленькая деревушка стала городом названным в честь короля Карла Густава.


Ныне Карлсхамн – небольшой город на побережье балтийского города, с огромным портом.
Горожане признают это и гордятся своим портом. 

В центре расположена щирка Карла Густава - главная достопримечательность города.
Ее строительство началось в 1681 году а закончилось в 1702.
Карлсхамн расположен на юге лена Блекинге который называют садом Швеции.
Здесь очень много густых дремучих лесов (особенно на севере) и живописных маленьких островков в морских шхерах.
Здесь много изумительных песчаных пляжей и мест для ловли рыбы.

В лесах полго лосей и других животных.
Кстати зимой лоси приносят некотрые неприятности жителям.
Власти Швеции предупреждают граждан в осенне- зимний период держаться подальше от лосей, объевшихся забродивших ягод.
Недавно впавшее в агрессию пьяное животное напало на женщину.
В лесах для животных уготовано целое пиршество из оставшихся с лета ягод, превратившихся в крепкий алкогольный продукт.
Власти опасаются, что накаченные спиртным лоси представляют серьезную опасность для людей.
В состоянии алкогольного опьянения лоси схожи со своими интеллектуальными собратьями - людьми.
Некоторые животные, наевшись забродивших ягод, становятся спокойными и тихими, а другие начинают буйствовать и дебоширить.

Годом ранее один пьяный лось стал нарушителем общественного спокойствия.
Нетрезвый лосенок свалился прямо посередине шоссе и образовал многочасовые пробки на дороге между шведскими городами Гетеборг и Халлингсджо.
Полиции пришлось вытаскивать упавшее животное с дороги, после чего его отнесли в ближайший лес, где ему удалось протрезветь.

За последние годы благодаря усилиям государства по увеличению популяции лосей количество последних непомерно возросло.
Лоси с благодарностью приняли заботу страны и принялись плодиться как тараканы.
В результате чего возникла уже обратная проблема - на дорогах участились случаи аварий при столкновении машин с перебегающими авторассы лосями.

У нас бы наверняка стали бы просто отстреливать животных или придумали еще что то связанное с их физическим уничтожением.
Но шведы не были бы шведами если бы не придумали изящный ход сохраняющий жизнь божьим тварям.
Дело в том что самый ненавистный запах для лосей - волчья моча.
Лоси опасаются и избегают волков.
Было решено обрызгать этой мочой обочины дорог чтобы отпугнуть рогатых.

Но тут тоже было непросто потому что во первых волки как то не спешили встать в очередь в амбулаторию с баночками, а во вторых пришлось бы часто повторять процедуру чтобы возобновить испаряющиеся запахи.
Шведы призвали на помощь лучшие умы государства и те синтезировали искусственную мочу ничуть не уступающую по качеству ориганальному продукту в назальном смысле.
Мочу помещали в специальные сосуды и вывешивали на деревьях вдоль автобанов через некоторое расстояниие.
Но говорят дело кончилось ничем - шведские лоси на жирных скандинавских харчах отъели недюжинный интеллект и живо смекнули, что волки в силу своего природного несовершенства не в состоянии лазить по деревьям, дабы опорожнять свой мочевой пузырь.
И на приманку не клюнули.
И по прежнему продолжают выбегать на дороги наводя ужас на проезжающих автолюбителей.

А синтетическую мочу власти все таки пристроили - ее С 1995 года начал импортировать Кувейт.
У них там оказывается схожая проблема с верблюдами.
И некоторая надежда, что уровень разума последних несколько ниже чем у шведских лосей. 

С другой стороны эта часть Швеции является ее пограничным форпостом, ведь с этой стороны Скандинавии находятся вероятные противники государства.
И поэтому многие островки превращены в военно-морские базы армии Швеции.
И хотя основной форпост расположен в Карскруне - здесь тоже есть свои укрепрайоны.
Швеция большое значение придает своим вооруженным силам.
У нее есть даже свой собственный самолет истребитель, что удивительно ведь на рынке подобных вооружений господствуют крупные страны производители - США Россия и Франция.

JAS-39 "Грипен" разрабатывался шведской фирмой "Сааб — Скания" . Первый опытный образец в феврале 1989 года потерпел катастрофу в испытательном полете по причине несовершенства автоматизированной системы управления на малых скоростях. 
Испытания второго опытного образца начались в мае 1990 года.

Самолет предназначен для перехвата воздушных целей, ведения воздушного боя, выполнения ударных и разведывательных задач.
Экипаж самолета — один человек (есть модификации с двумя летчиками).
Конструктивно он выполнен по схеме "утка", имеет относительно небольшие вес и габаритные размеры по сравнению с истребителем "Вигген" (предыдущий шведский истребитель). 
Полностью интегрированная авионика делает истребитель полностью “программируемым” самолетом.
Электронные системы JAS 39 разработаны с расчетом на последующую модернизацию и эксплуатацию истребителя в 21 веке.

Кабина истребителя снабжена обширными обзорными окнами и тремя многофункциональными дисплеями.

Самолет оснащен комплексной автоматизированной системой управления.
В случае отказа электронной системы управления носовые крылья автоматически сбрасываются, и самолет благодаря прекрасной аэродинамической схеме автоматически выравнивается. Управление передается резервной системе.
В случае отказа двигателей электрическая энергия вырабатывается воздушной микротурбиной.
Самолет также оснащен резервными аккумуляторами, энергии которых хватает на 10 минут, что вполне достаточно для совершения посадки на ВПП, если она находится в зоне видимости.

Приблизительно 30 процентов элементов конструкции самолета изготовлено из композиционных материалов.
Силовая установка состоит из одного двухконтурного турбореактивного двигателя RM12 (производство шведской фирмы "Вольво флгогмотор" )

Максимальная скорость на большой высоте около 2000 км/ч.
Максимальная взлетная масса — 8000 кг.
Вооружение:
Встроенная пушка — 1х27 мм; подвесное оружие классов "воздух—земля" — 2х"Мейврик" и "воздух — воздух"—2х"Сайдуиндер".

Истребителем JAS-39 "Грипен" и создаваемыми на его базе модификациями заменили состоявшие ранее на вооружении ВВС Швеции самолеты J-35 "Дракен" и JA-37 "Вигген".

Чехия стала первой страной Восточной Европы, принявшей на вооружение новые шведские истребители JAS39 "Грипен". 
В соответствии с контрактом, Чехия получит в лизинг сроком на 10 лет 14 таких самолетов - 12 одноместных JAS39C и две "спарки" JAS39D.
Чехия купила эти самолеты взамен устаревших МИГ-21 доставшихся ей при распаде Варшавского договора.

Узкие мощеные улочки, чистые будто только построенные домики, буйство цветов и аромат кофе витающий вокруг.
Мы не удержались и решили посидеть в одной из кофеен.
Место мы выбрали очень удачное - напротив располагался магазин старых грампластинок и оттуда негромко звучало танго из древнего граммофона.

Мы пили душистый каппучино с огромной пенной шоколадной шапкой, млели от солнца и от ощущения фантастической нереальности происходящего.
Что ни говори, но мы не привыкли так жить. 

Напротив по другой стороне улицы неспешно ковыляла старушка лет восьмидесяти, опираясь на специальную тележку.
В Шведских городах многие пожилые люди (из тех кто уже не в состоянии ездить на велосипеде) используют для передвижения такую тележку.
С одной стороны у нее корзина для продуктов , с другой складная скамеечка на которую можно присесть уперев тележку во что то.

Грустно думать что наши пенсионеры сидят в своих квартирках в многоэтажных клетках и не в сосстоянии покинуть их до самой смерти. А здесь люди наслаждаются жизнью до самого последнего вздоха.
А вздох этот может наступить не так скоро. Средняя продолжительность жизни в Швеции весьма высока.

Кофе стоил недешево - за маленькую чашечку запросили 25 крон (100 р)
Но атмосфера была такова, что даже Ринат всегда жалевший лишнюю копейку на свой желудок, не стал возмущаться непомерными тратами.

После кофе нас разморило и мы, посидев еще некоторое время за столиком, решили не ехать к морю смотреть порт , а ехать дальше.
В Швеции столько красивых мест что мы просто физически не в состоянии было осмотреть даже то что было у нас на пути.

В городе мы видели много красивых женских лиц, что не очень характерно для Швеции.
Хотя я подозреваю что некоторые из них были возможно нащими бывшими согражданами. 

После милейшего городка Карлсхамн, изрядно приподнявшего нам настроение, мы въехали в Моррум.

Который оказался рыболовецкой Меккой Швеции.
Через город протекает речка с одноименным названием Моррум и на довольно большом ее протяжении от устья здесь ловят лосося.

В связи с загрязнением Балтийского моря рыбы становится все меньше и рек в которые он заходит тоже.
Из скандинавских стран наибольшее число речного лосося водится на настоящий момент в Норвегии
В этой стране рыба регулярно заходит в более чем 200 рек, или почти в тысячу, если учесть все незначительные водные пути, где маленький лосось и кумжа идут во время сильного отлива
Июнь и июль - лучшие месяцы для ловли лосося и кумжи в Норвегии в таких реках, как знаменитые Восса, Лаердаль, Сурна, Оркиа, Гаула, Стьордаль, Намсен и Альта

А вот в Финляндии и Швеции с этим хуже.
Всего лишь одна река в Финляндии все еще может предоставить хороший лов лосося, это - Тенойоки на границе с Норвегией.
Реки, впадающие в Балтику, раньше были богаты лососем, но сейчас блокированы гидроэлектростанциями.
Швеция тоже не может похвастаться множеством рек с лососем и кумжой, но все же хорошие уловы бывают на реках Иман, Атран и Моррум.

Город Моррум является центром индустрии рыбной ловли развернутой на этой небольшой, но бурной речке.
От организации этого казалось бы нехитрого процесса, всевозможных правил и ограничений лично я просто выпал в осадок.

Мы на своих байках как раз выехали к центральному музею на реке под названием "Мир лосося".

Мир Лосося, был открыт 1-ого мая 1992, и содержит много экспонатов и фотографий, которые рассказывают о дикой природе реки Моррум и истории лова рыбы, с прошлых времен до наших дней. 
Здесь можно увидеть, среди прочих вещей, аквариум длиной 13 м. со многими разновидностями рыбы, выловленной в реке Моррум, диораму модели жизни лосося от малька до взрослой рыбы, карту реки с местами для ловли.
Здесь же расположен уютный ресторанчик, с веранд которого можно за чашкой кофе и блюдом свежеприготовленной рыбы любоваться бурлящими потоками реки.
На время рыбалки можно снять один из уютных коттеджей раскиданных вдоль речных берегов.


Но правила ловли поражают воображение россиянина привыкшего к безграничной вольнице в этом вопросе.

Регламентировано и ограничено все что можно.
И способы ловли и виды снастей и размеры рыбы.
В зависимости от скорости водного потока можно применять крючки тех или иных размеров, использовать строго определенный блесны и насадки.
Все эти параметры можно узнать в оффисе по организации ловли.
Если поймана рыба длиной меньше 50 см то она должна отпускаться.
Если рыба поймана крючком не за рот или горло , то такая рыба считается пойманной некорректно и тоже должны быть отпущена.
Есть ограничения на количество пойманной рыбы.
Естественно правильно выловленная рыба должна быть немедленно умерщвлена, чтобы она не испытывала лишних неоправданных с точки зрения гуманизма мучений.
Вся пойманная рыба должна быть зарегестрирована - взвешена и обмеряна в оффисе.
Отпущенная рыба также должна фиксироваться.

Это лишь небольшая выжимка из свода правил рыбака пожелавшего провести время с удочкой и заплатившего за это с моей точки зрения сомнительное удовольствие.

Если же рыбак нарушит хотя бы одно из этих правил или будет чем то мешать другим рыбакам его добыча и пропуск конфискуются без возмещения ущерба, а сам рыбак выпроваживается под зад коленкой.
В случае форс мажора когда рыбная ловля становится невозможной (например и за льда) потери также не компенсируются.


Мы провели час около этого места. Фотографируясь на камнях и деревянных мостиках перекинутых через бурлящий поток.
Это была по сути первая полноводная река увиденная нами в Швеции и хоть какое то разнообразие после спокойных морских вод прибрежных шхер.
У Рината сильно поднялось настроение. 
И даже многострадальная и неприкаянная удочка будто зашевелилась на его рюкзаке в предчувствии рыбы.
Но увы - здесь ей уж точно было не суждено вылезти из своего уютного бархатного чехла.

До Пукавика (Pukavik) мы доехали быстро и сразу стал вопрос где расположится на ночлег.
Дорога по которой нам назавтра предстояло ехать в сторону порта Хельсингборга, уходила вглубь полуострова прямо при въезде в Пукавик.

Но в округе все берега моря поросли осокой и были совершенно непригодны для установки палатки.
И тогда нам пришлось минуя город добраться до кемпинга указанного на карте.
Это было явное отклонение от маршрута и на следующий день пришлось бы возвращаться обратно несколько километров.
Но выхода не было.

Кемпинг близ Пукавика был великолепен. 
Ухоженная огромная территория и традиционный островок с мелким песочком в качестве пляжа(специально наверно такие места выбирают)
Мелькнула мысль поставить палатку на этом островке.
Но к сожалению он был практически без деревьев и хорошо просматривался. Наглость наша была к тому времени велика, но не безгранична.
И потому мы ограничились тем, что Ринат набрал питьевой воды в бутылки в местном туалете, проникнув в него обычным способом - вместе с очередным легальным посетителем.

Застройка была тут весьма плотной и частные дома прилегали почти вплотную к территории кемпинга.
И тем не менее нам удалось найти небольшое местечко на берегу, служившее видимо местом для проведения пикников для жителей домов.
Несколько огромных бревен положенных крест накрест и место под костер, аккуратно выложенное камнями и прикрытое сверху металлической гриль-решеткой.
Высокая трава и деревья практически скрывали от наших глаз частные домики стоящие неподалеку.
Пройдя по берегу еще немного, я понял, что лучше места нам в этот день не найти.

На облюбованном нами пятачке играли две девочки лет шести -семи.
В отличие от более взрослых шведов они не успели еще выучить английский язык и объясняться мне пришлось с ними по туземному - на пальцах, используя весь пришедший в голову арсенал жестов.
В результате максимум, что мне удалось выяснить подобным образом - это их имена Магдалена и Мариэла и их возраст.
Потом на помощь пришел шведский словарь который Ринат до этого раза бессмысленно возил в своей поклаже.
Дело пошло ненамного веселее, но удалось понять что девочки живут неподалеку и учяться в школе, но сейчас у них каникулы.
От предложенных конфет они отказались и засмущавшись убежали домой.

А мы тем временем развернули свою полевую кухню и палатку.
Дальнейшее описывать смысла нет поскольку завершение каждого дня шло по накатанной и апробированной схеме.
Поесть и завалиться спать.
Впрочем эти процедуры мы ждали каждый день со все возрастающим желанием и наслаждались ими по полной программе.

Проехали: 84 км
Педалировали: 5ч 40 мин
Температура днем: +30С
Сильный встречный ветер