Новые приключения Малыша и Карлсона

Марш бросок из страны в страну

глава в которой Малыш натирает задницу, а Карлсон спит на ходу

- А теперь ты услышишь типичный шпионский храп, - сказал Карлсон.
- Разве шпионы храпят как-то особенно? - снова удивился Малыш.
- Да, они храпят коварно и хитро, так что можно с ума сойти.
Вот так: "Хоооо, дооо, дооо!" 
Шпионский храп походил то на клекот, то на урчание, и звук этот в самом деле наводил ужас тем более что он становился все громче. Карлсон храпел громко и зловеще. Малыш пришел от этого в ужас и подумал: "Зря он так...."

 

В этот день мы встали очень рано с осознанием того что нам предстоит наверно самый большой переход за весь поход.
Я намеревался, если хватит сил, пересечь наикратчайшим путем южную часть скандинавского полуострова и торженственно к вечеру въехать в Хельсингборг - город порт на берегу пролива Эресунд.
Конечно очень хотелось посмотреть город Мальме - родину Ульрики,но тогда я не был уверен что мы успеем доехать до конечной точки нашего маршрута.
А делать крюк через Мальме - это как минимум два лишних дня пути.
Да и судя по карте район вокруг Мальме был весьма густонаселен и могли возникнуть проблемы с ночевкой.

Утро выдалось прохладным. Температура воздуха упала до 20 градусов. 
Купаться с утра не захотелось и мы, позавтракав на скорую руку, собрались и отправились в путь.

Утренняя прохлада подействовала на нас ободряюще. Педали крутить было намного веселее.
После Пукавика Ринат завис на некоторое время на огромной торговой площадке заставленной новыми и подержанными автомобилями.
Такие автосалоны былы практически на въездах в каждый крупный город.
Ринат был неравнодушен к бензиновым коням и с отвислой челюстью ходил мимо их металлических туш, пуская слюни до подбородка.
Выбор и впрям был огромен. Подержанное Вольво 1997 года можно было купить за две месячные шведские зарплаты.
Другое дело, что автомобиль в Швеции лишь одно из средств передвижения и далеко не самое популярное.


Попедалировав часа полтора пересекли границу лена Скане (Skane) и одновременно вьехали в коммуну Бромулла(Bromulla) .

Красота шведской глубинки неописуема.
Полное безлюдье и вековой покой витает над ее холмами , лесами и реками.
И эта пасторальная нетронутая чистота будто застыла музейным экспонатом в толще времени и пространства.
Маленькие поселения сменяли друг друга - Nasum,Arkelstorp, Knislinge.
Хотелось ехать и ехать, душа пела а ноги несли наши байки от моря до моря.

Недалеко от Gumlosa мы увидели совершенно потрясающий игрушечный детский городок, выстроенный на газоне вдоль дороги каким то рукастым мастером для своих детишек.
Городок в точности повторял строения и быт шведской деревушки.

Мы с Ринатом были как Гулливеры среди этих построек и фигурок.
Ринат вспомнил что он еще и скульптор по дереву, а не только заведующий бензиновой горелкой, и долго лазил высматривая технику резки.

Перекусить мы решили в самом крупном городе коммуны Хасслехольм с одноименным названием насчитывающим 18 000 человек населения.

Город был симпатичным но не поражал воображение. 
Самой большой достопримечательностью конечно была щирка, расположенная на холме. Перед ней был разбит небольшой сквер с газонами усеянными коротко подстриженой травкой.

Расположившись на скамеечке мы развернули наш обеденный набор. Пакет молока и пакет йогурта, мюсли и несколько булочек.
Насытившись мой друг сразу рухнул на траву и мгновенно уснул.

Видимо у Рината в желудке была какая то точка,а падая на которую пища запускала механизм сна.
В результате чего он мог заснуть наверно даже стоя.
Полчаса я наблюдал за свадебной процессией около щирки, а потом разбудил Рината.
Тот одномоментно пришел в прескверное настроение (он жутко не любил когда его будят).
Но нас ждала дорога.
До Хасслехольма мы проехали чуть больше 60 км.
И это была еще даже не середина на этот день

Проезжая по шведским городам мы не разу не видели людей курящих на улице или за столиками кафе.
То как правительство этой страны бескомпромиисно борется с вредными привычками своих граждан невзирая на законы Евросоюза достойно отдельного уважения.
И ведь что удивительно большинство населения поддерживает любые драконовские меры в этом направлении.
Никто не выступает с воплями об ущемлении прав курящих.
Идет планомерное наступление по всем фронтам на людей пристрастившихся к этой пагубной привычке.

В июне этого года Швеция, вслед за рядом других европейских стран, запретила курение в кафе, барах, ресторанах и ночных клубах.
Перевод курения в Швеции на "нелегальное положение" стал возможным благодаря мощному лоббированию Национального управления здравоохранения. Оно настойчиво убеждало кабинет и общественность в том, что из-за пассивного курения смертность у обслуживающего персонала вышеперечисленных заведений втрое выше, чем у сотрудников других учреждений.

Уступка любителям табака все же сделана: вредной привычке можно предаваться в специально оборудованных, небольших, наглухо закрытых!, хорошо вентилируемых помещениях, где будет запрещено подавать еду и спиртное.
Однако вряд ли хозяева многих заведений смогут потянуть сооружение этих последних "убежищ для курильщиков" и им волей неволей придется выбирать - или переориентироваться на некурящих или сворачивать бизнес.
Запрет на курение, согласно недавнему опросу общественного мнения, приветствуют две трети шведов. 

Прогнозируется, что нововведение перенесут в Швеции менее болезненно, чем в других странах, благодаря популярному здесь "снусу" - своеобразной разновидности жевательного табака, закладываемого под верхнюю губу.
В 1992 году "снус" был запрещен в Евросоюзе как содержащий канцерогены.
Однако Швеции, вступившей в ЕС в 1995 году, удалось добиться для себя исключения. 
По оценкам, "снус" употребляют почти 10% шведов, или около миллиона человек.
Число использующих этот табак неизбежно возрастет после запрета на курение.
Но в таком случае люди будут гробить исключительно только свое здоровье, а окружающие не пострадают.

Cовременный человек по своей природе слаб, немногие обладают силой воли и здравым смыслом.
И по своей воле мало кто в состоянии расстаться с привычками наркотического действия доставляющими удовольствие, но наносящими вред здоровью.
Потому централизованное принуждение с одновременной антипропагандой наверное на данный момент самое действенное средство в руках государства, которому не безразличны собственные граждане.
В Швеции это понимают как ни в одной другой стране мира.
Этой стране нужны здоровые и живые люди.
Отсюда бескомпромиссная борьба с курением и зеленым змием.

Так например к 2012-му году весь автотранспортный парк Скандинавии будет оснащен "алкогольными замками" , препятствующими управлению автомобилем в нетрезвом виде.
Для того чтобы завести автомобиль, оснащенный замком, необходимо дунуть в трубочку алкометра.
Электронный прибор заблокирует запуск двигателя, если концентрация спиртных паров в дыхании водителя превысит допустимую норму.
Самые надежные "алкогольные замки" не только контролируют момент запуска двигателя, но еще и проверяют водителя на трезвость в процессе езды.
Опросы показывают, что 90% шведских водителей согласны на установку таких устройств при условии, что эта мера не приведет к удорожанию автомобилей.
И шведские власти готовы компенсировать! производителям затраты на установку "алкогольных замков" .

Кстати, именно шведы требуют принятия закона об обязательном оснащении такими замками всех новых автомобилей.
По словам министра инфраструктуры Швеции Ульрики Мессинг, если ЕС не одобрит это предложение, Швеция готова принять подобный закон в одностороннем порядке. 

Миновали Turinge,Perstorp и Klippan.
Погода постепенно становилась все хуже, облака затянули все небо и после Kviddinge нас накрыл типичный скандинавский ливень.
Тонкие несильные холодные струи дождя прямые ,как стальная проволока с небес, в момент намочили нас сверху.
Тучи были не сполошные и было видно что дождь ненадолго.
Ринат чтобы согреться опять рванул вперед и конечно же проехал мимо нужного поворота.
А я не успел крикнуть ему вслед чтобы не разгонялся.
В результате злой как черт на своего попутчика я нагнал его уже только при вьезде в Асторп (Astorp).
Если бы свернули раньше то объехали бы оживленные трассы и густонаселенные районы по сельским дорожкам.
А так нам пришлось поплутать немного в пригородах Хельсингборга (Helsingborg).

И вот наконец вечером около 20 00 мы въехали в прекрасный приморский город, проехав с утра больше 150 км.
И только тут я почувствовал что натер таки себе задницу в первый раз за этот поход.

Хельсингборг – прибрежный город, расположенный в самой южной провинции Швеции – Скане.
Население города составляет почти 120 000 жителей.

Город был основан более 900 лет назад, во времена, когда вся эта область принадлежала Дании.
Благодаря своей прекрасной позиции на берегу Балтийского моря, Хельсинборг стал важнейшей европейской столицей уже в 1600 году.
Из-за того же благоприятного географического положения эту территорию долго оспаривали друг у друга Дания и Швеция.
В 1658 году, после ряда шведско-датских войн Хельсингборг и провинция Сконе перешли в шведское владение.

Среди достопримечательностей города - башня оставшаяся от бывшей крепости
Чернан (Karnan) (символ города, высота башни - 36 метров) и великолепная щирка, посвященная Пресвятой Деве Марии.
Славу этой церкви, построенной в готическом стиле из простого кирпича, принесли ее внутренняя структура и великолепные декорации интерьера. 

Небо совершенно потемнело. Оно стало каким то низким, иссиня-черным.
Мы едва успели сделать несколько фотографий и выехать на набережную как снова пошел дождь.
Температура воздуха упала до 16 градусов.
Нас стала пробирать мелкая дрожь.
Нужно было что то решать о ночлеге.
По такой погоде ездить смотреть город было неприятно.
И я решил сразу махнуть в Данию.
Дело в том что на другой стороне пролива находится датский город Эльсинор (Helsingor). Здесь самое маленькое расстояние между двумя странами.

 


Проехав вдоль прибрежной улицы некоторое расстояние обнаружили здание касс.
Оставив Рината охранять наши пожитки я отправился на рекогносцировку.
Кассы на паромы я обнаружил на втором этаже и после некоторых мучительных потуг я разобрался что почем.
Паромы в Данию ходят очень часто.
Время в пути составляет всего 20 минут.
И билет туда-обратно стоит всего около 40 крон на человека, а велосипеды вообще бесплатно.
Еще минут десять я убил пытаясь на ломаном английском выяснить у билетерши не привязано ли возвращение обратно к определенному времени.
Наконец мы поняли друг друга и я спустился к ожидавшему меня другу.

Вокруг него уже собралась толпа каких то местных деклассированных личностей.
Особенно выделялся пьяненький мужик колоритной внешности напоминавший какого то боцмана из "Острова сокровищ" после разгульной ночи в портовой таверне.
Он громко гоготал и пытался выяснить откуда мы приехали.
Ринат конечно ничего не понимал и только хмуро кивал ему, телом оттесняя подальше от велосипедов.
Дождь по прежнему моросил и пришлось достать наши ветровки, чтобы совсем не окоченеть.
Жаль мы не сфотографировали этого человека но доставать фотоаппараты и мочить их не хотелось.

Зажав в руке вожделенные билеты мы поехали искать терминал нашей паромной компании. 
Между городами курсируют корабли двух компаний HH-Feries и Scandlines
Терминал нужной нам Scandlines мы нашли не сразу и для этого нам пришлось дать приличный крюк по набережной.
Но опыт поиска терминалов у нас уже был.



Наша лодка называлась Hamlet и отчаливала в 19:50.
предъявив контролеру в будке наши квитки мы без проблем проехали к парому и еще через пять минут погрузились на него.
Hamlet был сильно уменьшенной копией Vikinga.

Повинуясь указаниям регулировщика мы поставили наши байки у носа парома под небольшим навесом.
Это было как нельзя более кстати поскольку нос судна был открытым и наши велики и рюкзаки промокли бы под дождем.
Загрузка на Hamlet осуществлялась не через корму как на Viking Line, а через аппарель на носу.

После погрузки мы поднялись из трюма внутрь парома на верхние палубы. 
Народ уже вовсю квасил в барах. 
Люди все пребывали и пребывали.
И это несморя на то что паром идет около получаса.
Но шведов не интересовали красоты моря - они спешили напиться дешевого алкоголя.

Посмотрев на это буйство мы вышли на внешнюю палубу.
Паром отчалил точно по расписанию.
Когда наша посудина отплыла от берега на некоторое расстояние нашему взору открылась обширная панорама города.
Крепость и ратуша были как на ладони.
Сумрачное небо придавало сюрреалистическую окраску окружающему небу. 

Пролив Эресунд - великолепное в стратегическом отношении место, что было замечено еще с незапамятных времен.
Стремление контролировать пролив, особенно самую узкую его часть, способствовало возникновению здесь целого ряда крепостей и замков по обе стороны пролива.
На шведской стороне это крепость Чернан (о которой я уже упоминал), а на датской - замки Кронборг и Мариенлюст.

Крепость Чернан (Karnan) в средние века была главной опорой датских королей в этом районе.
Крепость былa датской, так как до 1658 года большая территория современной южной Швеции принадлежала Дании.
В наши дни от крепости осталась лишь Главная башня , возвышающаяся над окружающим городским пейзажем на 34 м. 

Пролив Эресунд - это узкое горло соединяющее Балтийское море с Атлантикой шириной в несколько километров.
Из за этого Балтика является как бы смесью моря и озера.
Балтийское море — крупнейший в мире водный бассейн, который официально считается не соленым, а солоноватым.
Вода Балтийского моря обновляется очень медленно — лишь каждые 25-30 лет.

Рельеф дна Балтики таков, что все вредные вещества оседают в глубинных слоях моря.
Это приводит к сокращению числа морских растений, а значит, рыбы лишаются основного продукта питания и гибнут от голода.
Рыболовство — одна из важнейших отраслей шведской экономики и немудрено что именно эта страна сильнее всех озабочена экологией моря.

В последние годы, однако, ловить рыбу в Балтике все сложнее. 
Богатые рыбные запасы практически полностью исчерпаны, и из-за загрязнения воды их восстановление идет очень медленно.
Основным источником загрязнения выступает как это ни печально признавать наш великий город Санкт-Петербург.
Очистные сооружения которого совершенно изношены и сточные воды идут прямиком в Неву, а оттуда в Балтику.
И нашим чиновникам как обычно все равно. Говорят что нет денег.

В море возникает своего рода суп, в котором распространяются анаэробные бактерии и водоросли — убийцы более высоких форм жизни
По мнению шведских экспертов, уже в ближайшие годы, если не сократится уровень выбросов в Балтику из сточной системы Санкт-Петербурга, море может стать мертвым.
Сейчас под угрозой исчезновения половина видов рыб, живущих в Балтийском море.
Министерство здравоохранения Швеции уже заявило, что не рекомендует беременным женщинам есть балтийскую селедку.

Наш паром мчался на всех парах к датскому берегу который был виден уже совершенно отчетливо, а не узкой полоской вдали.

Курс нашей лодки пересек в непосредственной близости огромный океанский лайнер.
Казалось что мы не успеем разминуться - настолько быстро приближался к нам борт этой громадины.

Но скандинавские моряки знают свое дело и прекрасно чувствуют видимо расстояния на море.
Мы успели сделать несколько великолепных фотографий до того момента, когда лайнер показав нам свою корму ушел на выход из пролива.

Дождь практически прекратился лишь, легкие брызги еще летели с перенасыщеного влагой неба.
Прямо по курсу показались шпили и черепичные крыши Эльсинора. 
И справа на берегу желтой глыбой рос величественный замок Кронборг. 

Мы спустились в трюм и развернули наши байки ко входу.
При подходе парома к пирсу носовая аппарель начала медленно подниматься вверх и нашему взору наконец открылась Дания.
Ровно в 20:10 Hamlet пришвартовался.

Каждое движение отработано до автоматизма.
Датский регулировщик махнул рукой и взревели моторы машин стоявших позади нас. Мы первыми выехали на датскую землю.
Пронеслись вдоль забора из металлической сетки и выехали на вокзальную площадь.

И остановились ненадолго, чтобы свериться с картой.
Судя по ней тут не то что палатку поставить - яблоку негде упасть.
И только к северу от Эльсинора в сторону городка Хеллебек (Hellebek) была узкая незвстроенная полоска вдоль моря.
И хотя это было нам не по пути, поскольку Копенгаген находился в другой стороне, решили ехать туда.
Здесь даже воздух был другой. Пахло чем то старым и сладковатым.
Наверно это пахли стены вековых зданий пропитанные июльским дождем.

Замок Кронборг был нам по пути и я решил заехать туда поглядеть без всякой надежды что он открыт.
Ведь было уже поздно хоть и достаточно светло.
К моему удивлению ворота были настежь и мы беспрепятственно въехали внутрь.
Надо было привыкать, что в Скандинавии доступ на территорию замков совершенно свободен и бесплатен.

Датский замок Кронборг (Kronborg) - один из самых значительных в Северной Европе замков эпохи Возрождения, сочетающий в себе качества суровой неприступной крепости и элегантного дворца – резиденции королей.
Слова «Справа по борту Кронборг!» давно стали для датских моряков символoм возвращения на рoдину.
В ноябре 2000 года Кронборг был внесен в список памятников мирового культурно – исторического значения ЮНЕСКО. 

Именно в этом замке разворачивается действие шекспировского Гамлета.
Об этом напоминают две скульптуры на входе.
Гамлет и Офелия как Медный всадник в Питере покрыты зеленой пленкой окисла.

Внутрь дворца доступ был конечно закрыт, но нам хватило то что мы объехали вокруг него , посмотрели на пушки нацеленные на Швецию и посидели несколько минут вместе с рыбаками, расположившимися прямо за крепостным валом на берегу пролива.

Начало понемногу смеркаться и мы поехали в сторону Хеллебека искать место для палатки.
По пути нетерпеливый и уставший Ринат порывался разбить лагерь на пляже четырехзвездочного отеля Мариенлюст.
Насилу его отговорил и заставил проехать еще несколько километров на север.

И о чудо! - нам опять повезло. 
Дорога шла вдоль моря и все было застроено частными домами.
Но вдруг дома кончились и мы по тропинке выкатились на длинный пляж.
Тут же нашлось и идеальное место на полянке среди кустов шиповника.
Палатка идеально туда вписалась и вдобавок была не видна с трассы. 
И хотя подобные меры предосторожности возможно были здесь и лишними, но как говорится береженого бог бережет.



Когда мы разбили лагерь и поужинали нервное напряжение этого дня отпустило и на нас камнем накатилась наконец огромная усталость.
Шутка ли - проехали в тот день 163 км. 
Это был самый большой наш дневной пробег.
У меня ныла и саднила промежность.
Я ее натер даже несмотря на велотрусы.
Тут как нельзя кстати сгодился детский тальк Джонсон и Джонсон, предусмотрительно захваченный мной из России.
Прекрасное и действенное средство как оказалось.
Правда я обсыпал всю одежду вокруг пока пытался пристроить порошок к месту назначения.

К концу дня небо очистилось от туч и мы перед сном любовались красными закатными облаками над проливом.
На той стороне осталась наша Швеция к которой мы за две недели уже совсем привыкли.
Было ощущение что мы покинули родной дом.
Назавтра нас ждал не менее трудный, но и очень насыщенный день. 

Проехали: 163 км
Педалировали: 9ч 10 мин
Температура днем: +22С