Новые приключения Малыша и Карлсона

Не увидеть Карлскруну и не умереть

глава в которой Малыш и Карлсон жуют заморские продукты, рассекают озерные воды и любуются закатом солнца в военной зоне

Начинало смеркаться, и все вокруг выглядело очень красиво: дома, как всегда в сумерках, казались какими-то таинственными, а от высоких тополей, растущих во дворе, поднимался чудесный, острый запах листвы.

Из раскрытых окон доносились самые разные звуки и шумы: тихий разговор каких-то людей детский смех и детский плач; звяканье посуды, которую кто-то мыл на кухне; лай собаки; бренчание на пианино.

Где-то загрохотал мотоцикл, а когда он промчался и шум затих, донесся цокот копыт и тарахтение телеги.


 

Вставать чертовски не хотелось. 
Сквозь сон слышал как гремит на кухне сестра, собираясь в муниципалетет на работу.
Ринат вдруг вскочил с постели и ринулся в ванную котрую оккупировал на целый час .
Со шведским спокойствием и терпеливостью Марина не торопила его, хотя как выяснилось ей нужно было завить волосы.
Наверно тут она сразу живо представила себе, каково жить с мужчиной в доме где всего один туалет.
А жить с Ринатом было бы вдвойне нелегко из за его страсти к воде и чистоте.
Кризисная ситуация благополучно разрешилась не без моего участия, сестра ушла, оставив нам ключ, и мы остались вдвоем.
Неторопясь собрали свои пожитки, упаковали по человечески велорюкзаки , позавтракали едой оставленной на плите моей сестрой.
И благословясь выехали из гостеприимного дома.
Ключ от квартиры бросили в щель для почты прорезанную на двери.
Около подъезда увидели почтальона развозившего почту на велосипеде и оборудованного соответствующим образом.

Подъехали к центру города к зданию где располагались городские власти, попрощались с Мариной и отправились в путь.



Перед отъездом из Кальмара решили заклянуть на полуостров Варвсхолмен (Varvsholmen) , на котором с 2003 года функционируют кальмарский технопарк.
Здесь на ограниченном куске земли сконцетрированы десятки компаний работающих в IT-области, сферах телекоммуникаций и био- и эко -технологий.
Тут расположены офисы таких известных в Швеции фирм как
     

Технопарк еще вовсю строится. Мы объехали его по периметру, полюбовались напоследок видом на Oland Bridge, пофотграфировали футуристические здания.

Кроме того посмотрели на плавучий дом, спроектированный одним из местных архитекторов. 
Этот дом со всеми удобствами мог плавать вдоль побережья Швеции и причаливать в нужных местах.
Его создала частная фирма Modern Marine House , а спроектировал архитектор Стефан Стринберг.
Стоимость этого чуда 5-6 млн шведских крон.


На выезде из Кальмара строят огромный супермаркет фирмы IKEA небезысвестный ныне и российским гражданам.
Ее основатель и владелец Ингвар Кампрад может служить хорошим примером как из грязи можно выбраться в князи по-шведски.

Ингвар Кампрад родился в 1926 г. в шведском городке Пьяттерюд.
В 1943 г. в возрасте 17 лет зарегистрировал на себя торговую марку IKEA (аббревиатура составлена из первых букв имени и фамилии Кампрада, названия фермы его отца - Ельмтарюд и местного лютеранского прихода - Агуннарюд) и занялся продажей канцелярских товаров по почте. 

В 1945 г. получил диплом высшей коммерческой школы в Гетеборге.
Первый магазин IKEA Кампрад открыл в 1958 г. в шведском городе Эльмхульте.
Его стратегия и тактика управления империей IKEA не раз вызывали восторг и похвалы со стороны деловых кругов Швеции и Европы. 

О его феноменальной скупости и умении экономить ходят легенды.
В командировках Кампрад живет в трехзвездочных отелях, за завтраком (особенно когда тот входит в стоимость проживания) наедается "до отвала", чтобы хватило до конца дня, а если все же приходится оплачивать питание из своего кармана, миллиардер ходит в дешевые ресторанчики и даже якобы покупает гамбургеры. 
Посещая во время командировок различные страны, он редко ездит на такси, предпочитая общественный транспорт, где, как объясняет друзьям, "можно узнать вкусы народа".
При поездках на поезде Кампрад покупает билеты только во второй класс, сам носит багаж, приобретает на распродажах дешевую одежду, а лучшим отпуском считает "путешествие на велосипеде по Швеции"!(тут пожалуй я всецело с ним солидарен).
"Как я могу требовать бережливости от людей, которые на меня работают, если буду проводить время в роскоши и комфорте", - объясняет он.

У Кампрада трое сыновей, однако к управлению компанией он их не допустил.
Каждый из них работает в концерне IKEA, каждый получит огромный куш из отцовского наследства.
"Втроем руководить концерном нельзя, - объясняет он. - Отдав же предпочтение одному, я погублю свое детище междоусобной борьбой сыновей".

До начала 1990-х гг. Кампрад занимал пост президента и председателя совета директоров IKEA, после ухода на пенсию является главным советником компании.
Но он по-прежнему остается реальным владельцем компании, до сих пор управляет ею через ряд подставных фондов и фирм. 
А сам живет в Швейцарии, чтобы избежать уплаты колоссальных шведских налогов.
Так поступают многие шведские бизнесмены, в том числе и входящие в число 100 богатейших шведов.

Сравнивать этого шведа с нашими олигархами бессмысленно.
В своей массе они ничего не создали с нуля как Кампрад, своим бесконтрольным обагащением скомпроментировав капитализм и частную собственность.
Сходство наших богачей с такими предпренимателями мнимое.
Оно лишь в том что у них тоже много денег. 

Ингвар Кампрад неоднократно объявлялся "человеком года" в Швеции.
А недавно появилась информация о том, что он догнал богатейшего человека планеты Билла Гейтса - владельца корпорации Microsoft (состояние которого оценивается в 47 млрд. долл)
Но на чтобы этого достичь ему понадобилась целая жизнь. 

Погода снова была отличной. Ехать в чистых постиранных вещах было одно удовольствие.
Мы выехали из города и устремились на юг через Льюнгбихольм (Ljungbyholm), Вассмолосу (Vassmolosa) и Содеракру (Soderakra). Рельеф местности здесь плоский как стол, как и на всем юге Швеции и мы лихо без остановок добрались до Торсаса (Torsas) , где и решили немного перекусить.

В местном супермакете купили молочных и прямо на травке рядом с ним устроили обеденный перерыв попутно наблядая за слаженными действиями рабочих вывозящих мусор с задворок магазина.
Все одеты как с иголочки, все продумано до мелочей и автоматизировано. Ни одного лишнего движения.

После еды ехалось веселей. Вскоре мы покинули провинцию Смоланд и въехали в Блекинге.


Следующей нашей остановкой стало красивейшее озеро раскинувшее свои воды прямо рядом с дорогой по которой мы ехали.
Тут же был оборудован пляж . Деревянные мостки, лестницы в воду, синтетические коврики.

Мы не могли не соблазниться такой потрясающей заботой об усталых путниках и провели полчаса плескаясь в теплой кристально чистой воде.
Рядом плавала семья из подъехавшего чуть позднее автомобиля.
Отец, мать, дочка и собачка - жучка. Они шумно резвились, прыгали в воду и гнали большую волну.

День близился к вечеру когда мы вьехали в пригороды Карлскруны.
Город в основном располагается на длинном полуострове. Мы потратили около часа чтобы доехать до его середины.
А времени было около 21:00. 

Пришлось остановиться и ,пораскинув мозгами, мы поняли, что город (его центральную и прибрежную часть) увидеть нам не суждено.
Потому что засветло мы не успеем выехать с полуострова обратно и найти место для стоянки.
К тому же проехали уже около 90 км, а после суточного перерыва в педалировании ощущения были будто мы первый день едем.
Очень устали. Все таки столь длительный отдых в пути противопоказан - он слишком расслабляет и выбивает из ритма.
Как в том стишке : ".. и не хватило мужества дойти , он слишком поздно понял всю опасность и всю напрасность отдыха в пути".

Карлскруна стала единственным городом на нашем пути который мы толком не осмотрели.
Сказались те два часа потраченные утром в Кальмаре на осмотр достопримечательностей.
На город Карла времени уже не хватило.
В результате, дав небольшой крюк, мы поехали обратной дорогой в сторону Наттрабю (Nattraby).

Не побывав в одном из самом известных городов Швеции, мне бы, тем не менее, не хотелось совершенно обойти его молчанием .
Поэтому коротко расскажу о нем и том, что с ним связано в моем вольном переводе с английского с официального шведского сайта. 

Карлскруна, основанная в 1680 году королем Карлом 11 для усления контроля над Балтикой, является выдающимся примером образцового европейского военно-морского порта конца 17-ого столетия. Город расположен на 33 островах. 

Военно-морской порт Карлскруна был занесен 2-ого декабря 1998 в список всемирного наследия Юнеско (и стал девятым шведским объектом занесенным в этот список). Здесь хорошо сохраненилась исторические черты города-порта 1600 и 1700 годов. 

Карльскруна - один из немногих оставшихся военно-морских портов в мире, который является почти полностью неповрежденным, поскольку тут не велись никакие боевые действия.

В городе хорошо сохранились многочисленные доки прошлых веков, некоторые из которых используются и поныне, оборонительные сооружения, башни и крепости.

Ранее город был закрыт для массового туризма из за военных объектов располагающихся поблизости на островах. А во времена холодной войны поблизости даже произошел небезизвестный инцедент с советской подводной лодкой.

6 ноября 1981 г. было опубликовано сообщение ТАСС «О происшествии с советской подводной лодкой», в котором говорилось: «В ночь с 27 на 28 октября с. г. советская дизельная подводная лодка номер 137, совершавшая плавание в Балтийском море, вследствие выхода из строя навигационных приборов и возникновения в связи с этим ошибок в определении места, в плохую видимость сбилась с курса и села на мель у юго-восточной оконечности Швеции…». 

НЕДЕЛЮ спустя посла Швеции в Москве К. де Геера вызвали в МИД и вручили «Заявление Советского правительства правительству Швеции».
Это был ответный акт: скандинавские соседи накануне заявили протест в связи с тем, что советская субмарина, по их мнению, оказалась в шведских территориальных водах «с целью осуществления недозволенной деятельности».

К тому моменту все мало-мальски значительные западные средства массовой информации успели поместить подробные репортажи с пространными комментариями, многочисленными снимками, схемами об аварии, детали и причины которой по сути остались тайной для миллионов советских людей… 

А причины по одной из версий, если верить свидетельствам участникам этих событий, лежат в обычном российском разгильдяйстве когда лодка вышла в море с неисправными навигационными приборами и неумелым штурманом. 
Если бы не эти грустные обстоятельства, путь подлодки выглядит анекдотичным.
Лодка, шедшая, как позже выяснилось, фактически вслепую, проследовала, будто прицелилась, секретнейшим шведским фарватером, специально прорытым в шхерах для боевых кораблей Карлскруны.
Ее не засек ни один радар военно-морской базы, хотя шли они в надводном положении, ничуть не таясь и гремя работающими дизелями на пол-Балтики.
Кроме того за два часа до аварии, идя на глубине тридцати метров, в тот самый момент, когда лодка должна была на всем ходу врезаться в подводную банку, подвсплыла на несколько минут на перископную глубину и банку эту благополучно «перепрыгнула», даже не заметив. 

За все это время (две недели плавания) дизельная советская подводная лодка отклонилась от курса на 57 миль между расчетной точкой и истинным положением!
И в результате села на мель близ Карлскруны.
Нос подняло, и лодку положило на левый борт с креном градусов 15. 

Шведы заметили лодку нескоро (ихняя оборона прошляпила). 
Какой то рыбак проплывал и увидел советских моряков.
И только потом ее окружили пограничники.

После выяснения обстоятельств (хотя скандинавы не поверили в случайность произошедшего) лодку сняли с мели и отпустили с миром содрав с СССР более 600 000 золотом.

Хотя кто его знает как было на самом деле - есть версии, что лодка действительно была там с разведывательными целями "У-137" незаметно для шведских радаров и гидролокаторов вошла в закрытую зону и оставалась там незамеченной в течение пятнадцати часов (это при работающих двигателях!).
И села на мель случайно из за ошибок в навигации

После этого инцедента отношения двух стран на некоторое время испортились.
Результатом стало то, что в СССР тут же свернули показ шедшего с большим успехом фильма "The Movie" , а АВВА, едва ли не единственная западноевропейская группа, к которой официальный СССР относился с благосклонностью, тоже была занесена - правда, ненадолго - в "черный список" противников советского режима.

 

Еще один повод для русофобии представился шведам в 2003 г после публикации шведской вечерней газетой “Афтонбладет” образцов советских военных карт 1987 года с изображением побережья в районе Стокгольма и Карлскруны — главной базы шведского флота на Балтике.

Эти карты предоставил газете ученый-географ Ульф Эрлингссон.
В начале 90-х годов он участвовал в международном проекте по составлению компьютерной базы данных о географии региона Балтийского моря.
Для этого были нужны качественные карты.
О проблеме ученых узнал приятель Эрлингссона, живший в Риге.
Он и купил на толкучке за 1 доллар превосходный набор карт ГРУ, куда входили “шведские листы”. 
Эти карты положено было уничтожить при выводе советских войск из Прибалтики. Но по видимому кто то это не сделал.

На этих исключительно подробных и точных картах были обозначены все оборонительные сооружения в окрестностях двух городов, указаны места благоприятных высадок десанта и глубины секретных фарватеров в шхерах.

По заключению шведских экспертов, советский Генштаб использовал эти карты для подготовки вторжения в Швецию, а их качество было даже выше, чем лучших образцов творчества шведских военных картографов…


 


В результате нация испугалась так, как не боялась даже в худшие годы “холодной войны”. 
Премьер-министр Швеции Йоран Перссон, взглянув на фотографии, заявил, что подтвердились худшие опасения тех, кто всегда считал Москву источником прямой опасности. Премьер также сообщил, что после тщательного изучения документов он решит, стоит ли заявлять протест России (но по видимому после некотрых размышлений решил не связываться)

Опубликованные карты несли информацию даже о длине причалов и глубине возле них на секретных военно-морских базах, не говоря уже о расположении тайных минных полей в шхерах. 
“Мы впервые увидели этот лист о Карлскруне, — признался шеф военной разведки МУСТ подполковник Кристер Хольм, — ряд данных указывает, что карты составлялись по агентурным сведениям”.

Шведы благодаря опубликованным картам снова как и в 1982 г. ощутили себя в цепких лапах Москвы.

 

Через Наттрабю протекает небольшая речушка, впадающая в море.
В районе кирхи (так привычнее называть ихние церкви - слово щирка как то режет слух), увидев на карте значок пляжа решили проехать туда.
Шведские карты на редкость подробные и главное достоверные.
Если указан пляж - будте уверены, что он там окажется даже если его размер всего два на три метра.

Но в данном случае мы как то видимо плохо подошли к его поиску и хорошая асфальтированная доржка привела нас в результате к воротам частного дома.
Покрутившись вокруг еще немного и не обнаружив никаких выездов к морю, мы вдоль речки вернулись к гордской кирхе и переехав по мосту двинулись дальше.
Ринат уже стал нервничать. Он всегда нервничал когда мы долго не могли найти место ночевки.
Но наша путеводная звезда знала свое дело и никогда не принуждала нас скитаться понапрасну.
Так вышло и теперь.
В районе Мъевика (Mjovik) мы снова увидели дорожку ведущую к морю. 
Ринат вызвался съездить глянуть что там , а я остался ждать его у основной дороги.
Но спустя пять минут не выдержал и поехал к нему навстречу.
К нашему разочарованию асфальт кончался и начинались высокая трава типа осоки высотой в человеческий рост.
Берег здесь был явно заболочен.


Но Ринат, как заправский пес, учуял едва различимую среди травы тропку и мы, ринувшись по ней, спустя некоторое время выехали на скалистый берег.
Место было поистине идеальным.

Это был какой то подъем скальной породы, поросший деревьями, посреди трясины.
Наверно единственное достойное место на много километров вокруг и мы его нашли.
Как выяснилось позже это было навроде пляжа для владельцев местных домов.
Но даже если бы знали об этом нам было бы все равно.
Вдали виднелись огни Карлскруны. Наше место было прямо напротив города.

Поставив палатку на более или менне ровном месте, поужинали в полутьме приготовенными Ринатом рисом с рыбной консервой и завалились без сил почивать.
И жесткие балтийские скалы показались нам мягче самой толстой пуховой перины.

Проехали: 105 км
Педалировали: 6ч 51 мин
Температура днем: +27С
Сильный встречный ветер