Новые приключения Малыша и Карлсона

Прощай, немытая Россия!

глава в которой Малыш и Карлсон шатаются по финской столице

- А у тебя там на крыше много картин? -- спросил Малыш.
- Несколько тысяч. Ведь я сам рисую в свободное время.
Я рисую маленьких петухов и птиц и другие красивые вещи.
Я лучший в мире рисовальщик петухов, - сказал Карлсон 

 

 

 

Погрузка прошла без проблем.

Мы разобрали велосипеды, упаковали их вновь в чехлы и прекрасно засунули в багажный отсек, благо туда автобус идет с минимумом груза.
Ринат, воспользовавшись одним пустующим местом, сразу уединился и принялся за путевые заметки.
Это у него называлось изображать Паустовского.


Автобус тронулся и Петербург остался позади. 
Женщина-сопровождающая объявила, что первая остановка у нас будет в Выборге ,а потом будет граница.
С нашей стороны - Торфяновка,с финской - Valimaa.

Контингент наш подобрался еще тот.
Практически весь автобус - барыги, которые постоянно ездят в финку и обратно лишь с одной целью - продать водку и сигареты которые там дефицит и купить на вырученные деньги товар (обои например) - у нас они вроде как дороже.
Автобус наш как выяснилось был по типу чартера. 
Их фрахтуют многочисленные фирмочки ровно на один день, чтобы свозить народ в оба конца.
Фирмы навариваются на относительно дешевых билетах - около 600 р в одну сторону, а торгаши соотвественно на купле-продаже.

В Финляндию ходит и рейсовый автобус гораздо более комфортабельный, но и стоит он больше 1000 р.

Еще до отправления люди начинают шептаться и тихушничать по углам, что то разруливают или делят.
Это шептание и хождение достигает апогея около границы. 
Поначалу мы себя чувствовали какими то белыми воронами невесть как попавшими в рабочую обстановку.
Все трудятся в поте лица, а мы понимаете ли отдыхать едем.

В Выборге все выгрузились около продуктового магазина и стали закупать спиртное и курево.
В Шенгенскую зону разрешено ввозить из России 1 литр крепких напитков и 1 блок сигарет.
Больше уже на свой страх и риск.
Мы с Ринатом уже везли две заблаговременно купленные литровые бутылки водки на случай сугрева в холодную погоду.
На север едем как никак.
А вот сигарет у нас не было. 
Тут то к нам и пристали с просьбой провезти два блока.
А мы по доброте душевной согласились, не попросив ни копейки за эту услугу. 

Но у нас как выяснилось был еще свой скелет в шкафу в виде двух пузырьков с башкирской травяной настойкой, которые Ринат прикупил на случай подарка.
Они то уже никак не вписывались в допустимую норму.
Оставалось уповать на случай.

Наша автобусная дама на вопрос о порядке прохождения таможни поведала нам что финны могут подвегнуть нас либо одной, либо двум проверкам - бумажной и вещевой.
Причем доподлинно заранее не известно, что они захотят проверить. Как повезет.
И рассказала пару каких то душераздирающих историй про то, как раньше у кого то нашли контрабанду и что потом с теми несчастными было.
Ринат который до этого совершенно наплевательски относился ко всем возможным правилам, и моим законным опасениям на благоприятный исход проверки нашего багажа,немного занервничал и начал перепрятывать лишнюю бутылку.
С высоты пережитого это выглядит теперь забавно , но тогда это так не казалось:)

Перед границей у нас была еще одна остановка на туалет и перекус.

Вот и Торфяновка. На нашей стороне особых проблем и заминок не возникло. 
Заспанные таможенники проверили наши паспорта и отпустили с богом.
А вот перед финской границей застряли неадолго.
Сначала пропускали вперед на таможенный пункт рейсовые автобусы.
А потом вдруг наша колесная телега испустила дух. Перестал заводиться мотор.
Два водителя больше часа копались пытаясь реанимировать машину.
Все это время мы стояли в непосредственной близости от так называемого цивилизованного мира и не могли продвинуться к нему ни на сантиметр.
Как говорится око видело, а зуб соответственно не...(как склоняется то - кто знает?:)) 

Да! -подумалось - веселое начало похода.
Мимо нас проносилась машина за машиной, а наша колымага только тряслась на одном месте в тщетных попытках завестись.
И вдруг свершилось чудо - мотор заурчал.
Все облегченно вздохнули и автобус мягко подкатил к таможенному посту.

Наша рулевая тетка пошла к погранцам выяснять их намерения на наш счет и все затаились в ожидании.
Наконец она появилась и поднявшись на первую ступеньку ,срывающимся от плохо скрываемого торжества голосом, сказала что поздравляет всех присутствующих с тем, что вещевой контроль нам проходить не придется. 
Раздались аплодисменты - видно своих скелетов у присутсвующих было немеряно.

Нестройной толпой наш финский чартер ввалился в сторожку. Мы с Ринатом оказались первыми у раздачи. За стеклянной стойкой сидела белобрысая финка-таможенник. Я напуствовал Рината ,последний раз повторив ему, кто мы такие и куда едем. Финка поманила пальцем и Ринат ринулся на амбразуру. Я стоял за красной линией поодаль вторым в очереди и слышал как Ринат заученно оттарабанил нашу легенду.
Финка тоскливым взглядом посмотрела на него и указала ему куда вбок на неприметную дверь.
Как оказалось впоследствии у моего приятеля сняли отпечатки пальцев - единственного из всего автобуса.
Видимо его внешность вполне укладывалась в скандинавские представления о терроризме, интефаде и т.п. 
Меня же, окинув долгим томным взором исподлобья, женщина спросила только одно - Спортсмэн?
на что я ,снисходительно улыбнувшись, ответил - Йес оф коз! 
Мне поставили штамп и я наконец оказался за границей.



Вот мы наконец и в Финляндии.
В той самой стране, которая является последовательным противником отмены визового режима Шенгенских стран с Россией.

Мотивы такого противодействия открыто не декларируются.
Но ещё в 2003 году, когда впервые зашла речь об отмене визового режима и Испания пусть не совсем внятно, но поддержала эту идею, министр иностранных дел Финляндии одёрнул Испанию следующим образом:
«Это примерно то же самое, что для Испании отменить визовый режим с Марокко».
Звучит обидно конечно,но после нашей поездки мне подумалось ,что министр наверно не так уж и неправ.
К сожалению ездить по загранице у нас способна в основном далеко не самая лучшая часть общества 
А по ней складывается и отношение ко всей стране 

Первое что наверно поражает каждого россиянина - это чистота. 
Отсутствие мусора даже в самом минимальном его проявлении. 
В России привыкаешь к бумажкам и окуркам на улицах, зассаным туалетам и не замечаешь уже что это ненормально.
Столкновение с чистотой сродни шоку.
Сознание никак не может поначалу понять как такое возможно.
Где битое стекло? Где шелуха от семечек? Где?

Пока наш автобус стоял на таможне у нас была возможность прогуляться в финский туалет, подобный операционной в больнице.
Там же я впервые в этом походе почувствовал себя неотесанным Маугли, вылезшим из джунглей.
Я не смог помыть руки, потому что кран в туалете не имел ни вентилей ни кнопок для включения воды.
Я ощупал его и все вокруг, поводил руками под ним ,полагая что там могут быть фотоэлементы, и все безрезультатно.
Как оказалось впоследствии нужно было просто слегка ударить по его соску и вода потечет. 
И будет течь всего несколько секунд, потом нужно снова ударять. Экономия!

Хельсинки (Финляндия)

Таможенные мытарства позади и наш автобус ,набирая ход, помчался по идеальному асфальтовому шоссе в сторону столицы.
Там где непосредственно к шоссе прилегают скалы, на их вершинах установлены металлические заграждения, чтобы случайный путник или зверь из леса с них не свалился на дорогу.
Вдоль дороги, автономно друг от друга, прилегают хутора, как видно на одну семью, состоящие, как правило, из двухэтажного коттеджа, поодаль от которого располагается традиционная для финнов сауна и часто беседка со столом и стульями для отдыха и обеда на природе.
Природа вокруг изумительно красива, но желание поспать пересилило.
Потому мы практически всю оставшуюся дорогу продремали на сиденьях.
Я только изредка, встрепенувшись открывал глаза, чтобы увидеть за окном или хвойный лес или аккуратные деревянные домики.

Финляндия окружена на юге, юго-западе и западе Балтийским морем, Финским заливом и Ботническим заливом.
Длина береговой линии - 4600 км. 
Около побережья - обширный архипелаг из тысяч островов.
Побережье и архипелаг в значительной степени состоят из гранитных скал, серых или красных.
Во многих местах прекрасные чистые песчаные пляжи.
Здесь нет сильных течений, так что можно сказать, что морское побережье не сильно отличается от озерного.
Кроме того морская вода не очень соленая.

Многие иностранные фирмы вкладывают свои средства в Финляндию по той причине, что Финляндия - очень безопасное для работы место.
В Финляндии большое значение придают сохраненению природы, что нетипично для промышленноразвитых стран, и финны сохранили свой активный и трудолюбивый характер, несмотря на успехи цивилизации.



Финны не называют свою страну Финляндией.
Это чужое для них название германского происхождения.
В финском языке нет даже самого звука «ф».
Свою страну финны называют Суоми.
Правда и Финляндия и Суоми означают в сущности одно и тоже – «страна болот».
Так издавна ее называли и пришельцы, и коренные обитатели. 
Они и поныне покрывают две трети ее территории. 

Столица современной Финляндии - город Хельсинки (шведское название Нельсингфорс (Helsingfors)), её главный экономический и культурный центр.
Расположен на берегу Финского залива Балтийского моря.
Занимает небольшой гранитный полуостров Эстнес, мелкие островки и шхеры, отделяющие бухты от открытого моря.
Основан в 1550 по указу шведского короля Густава Вазы (тогда этой территорией владела Швеция.)
В 1641 перенесён на 5 км южнее, к оконечности полуострова Эстнес.
Во 2-й половине 18 в. город расширился благодаря возведённой шведами крепости Свеаборг.
После присоединения Финляндии к Российской империи (1809) и создания Великого княжества Финляндского царские власти в 1812 перенесли столицу Финляндии из Турку в Хельсинки.
В 1862 город был связан железной дорогой с внутренней частью страны, в 1870 - с Петербургом.
К концу 19 в. стал важным торгово-промышленным и культурным центром. 
В ноябре 1905, январе (феврале), марте - апреле 1906, ноябре и декабре 1907 в Хельсинки жил Ленин.
После провозглашения независимости Финляндии в декабре 1917 - столица Финляндской республики.

Береговая линия города протянулась на 100 км, а в акватории расположились около 300 островов.
Летом эти острова становятся популярным местом отдыха. 
Рядом с Хельсинки выросло два города – Эспоо и Ванта, фактически слившихся со столицей.
В Эспоо находится одна из самых известных для россиян достопримечательностей Финляндии – аквапарк «Серена». 

Наш автобус подъехал около шести утра к железнодорожному вокзалу.
Проезжая по городу удивляло огромное количество велосипедистов в такую рань.

Железнодорожный вокзал является наиболее известным символом Хельсинки.
Это здание, выполненное из гранита и считающееся основным произведением архитектора Элиеля Сааринена , представляет собой наиболее известное в мире произведение финской архитектуры.
Оно отражает переход от национально-романтического стиля к функциональному.

Наша сопровождающая сказала, что обратно их автобус будет отходить не отсюда, а от какой то гостиницы "Хилка" и неопределенно махнула рукой в сторону.
Невыспавшиеся, с затекшими от неудобных кресел членами два велопутешественника выгрузились и начали неспешно снаряжать своих коней. 
Правда потом нам пришлось ускориться, поскольку поливальная машина, шедшая в нашу сторону и не думала сбавлять напор воды.

До отправления парома в Стокгольм оставалось 10 часов и решили сначала выяснить откуда нам предстоит отчаливать а потом осмотреть город.
Карта у нас была. А вокзал оказался совсем рядом от набережной на которой располагался терминал компании Viking Line.
Первое что бросилось в глаза в городе - это конечно обилие людей на велосипедах и специальные дорожки для их передвижения.
В центре города они представляли собой часть тротуара для пешеходов, обрамленной по длине кирпичиками .
Через некоторый интервал на велодорожке повторялся значок велосипеда нарисованный белой краской.
Естественно в местах пересечения с проезжей частью бордюры были сглажены под ноль. 
И мы в первый раз в своей жизни покатили по настоящим велодорожкам, выехав на бульвар Эспланада, ведущий к морю.

Эспланада - самая оживленная торговая улица города, которая начинается от Торговой Площади, расположившейся на морском побережье. 
Поблизости находятся крупнейшие столичные магазины.
В конце бульвара – здания, построенные уже в начале 20 века.
На самом бульваре – несколько скульптур, ряд которых открывается скульптурой «Хавис Аманда» («Морская нимфа»), поставленной на Торговой площади в 1908 году. 
Город Хельсингфорс, столица Великого княжества Финляндского, всячески противился водружению этой скульптуры, представляющей собой фигуру обнажённой девушки, однако в конце концов она была поставлена. И почти сразу же стала «предметом национальной гордости» не только жителей Хельсинки, но и Финляндии вообще. 
В 1930-е годы родилась традиция, связанная с веселым студенческим праздником Ваппу
Каждый год 30 апреля скульптура украшается новой деталью – студенческой фуражкой, а после чемпионата мира по хоккею 1995 года, когда Финляндия завоевала чемпионский титул, нимфу одели в форму хоккейной сборной Суоми. 
Кстати маленькие памятники или скульптуры, разного вида и назначения, очень характерная черта Хельсинки, и многих других городов Европы, например – Стокгольма и Осло.
Очень много обнаженных женщин во всяческих позах.


Над торговой площадью стоял гул.
Несмотря на ранний час было полно народу.
Ринат сразу поехал в ту часть где продавали всякие безделушки и национальные поделки.
Его как скульптора это всегда интересовало. 
В свободное от фотографирования время он уединяется и творит свои маленькие шедевры из дерева.

Пришлось спешиться и вести велосипеды на поводу - в толпе невозможно было передвигаться иначе.
Особенно Ринату - у него сзади велорюкзака торчала удочка и он ею всех периодически цеплял. 
Я даже впоследствии со счета сбился скольким людям он съездил ею по лицу и другим частям тела, проезжая мимо.

Особое внимание привлекло обилие свежей рыбы видимо только что выловленной в море. К рыбакам подходили домохозяйки, деловито осматривали дары моря , торговались и удовлетворенные уходили с треской или навагой. 
Финны как и шведы просто помешаны на экологии и иногда это выглядит смешным для нас, привыкшим потребительски относиться и к природе и к живым существам ее населяющих.

Городской суд Хельсинки принял решение оштрафовать на 50 долларов Магнуса Экстрема за то, что поставленные им в продажу налимы были такими свежими, что продолжали шевелиться даже на прилавке.
Истцами на судебном процессе выступили ветеринар и три санитарных инспектора хельсинского рынка.
По мнению заявителей, рыбак Экстрем причинил рыбам противозаконные "напрасные страдания".
Незадачливого рыбака не выручил даже аргумент руководителя исследовательской лаборатории Управления охоты и рыболовства Финляндии Петри Сууронена, который сообщил, что рыбы могут после "кончины" могут шевелиться из-за перепадов температуры. 
Гуманисты посоветовали Экстрему основательно "приканчивать" рыб сразу после отлова, а не обрекать их на длительную мучительную смерть. 

Удовлетворив свое любопытство и ничего разумеется не купив, покатили вдоль берега к терминалу паромной компании.
Пустынные прибрежные улочки и несколько крупных зданий-коробок на берегу.
На самом дальнем - логотип Viking Line.
На противоположном берегу залива - терминал Silja Line и бело-синяя громада их парома.
На карте показан наш путь от железнодорожного вокзала да терминала. 

Теперь можно и по городу прокатится. 
И почему многие говорят что Хельсинки - большая деревня.
По мне так вполне милый, уютный город без особых исторических помятников и шедевров мировой архитектуры конечно.
Зато в нем нет толчеи и суеты как в Питере или тем более Москве.

Объехав залив с терминалами паромных компаний, мы направились в сторону парка Кайвопуйсто.
По пути остановились у скамеечки чтобы перекусить предусмотретельно купленными в Питере продуктами.
На наш гастрономический пир, состоящий из ветчины с хлебом и кусочка шоколадки, безмолвно взирала бронзовая тетка.
Она стояла на одной ноге и символизировала, как было написано на пьедестале, дружбу народов между Финляндией и Советским Союзом. 

Парк Кайвопуйсто раскинулся почти на самой южной оконечности города на каменистом берегу полуострова.
Ринат долго резвился фотграфируя отдыхающих людей, мамаш с детьми и бесчисленных птиц - гусей, уток и лебедей.
Птицы свободно гуляли рядом с людьми по травке и не обращали никакого внимания на их присутствие.
Впрочем люди на птиц тоже. Ринат все недоумевал как такое возможно.
У нас бы им давно шею свернули и зажарили наверно.

От небольшого причала на близлежащие острова ходят экскурсионные кораблики.
Стоит это недолгое удовольствие аж 50 Евро!

Неподалеку к нашему изумлению мы увидели деревянный помост, выдающийся в море, на котором на специальных столах горожане мыли и чистили свои ковры.
Рядом на берегу располагались стойки для их просушки.
И что то подсказывает мне - они не сильно загрязняли воду. При той чистоте и отсутствии пыли в городе ковры тоже вряд ли были ей наполнены.

Поодаль на живописных камнях загорали люди, благо погодка способствовала было около 28 градусов и не облачка на небе.
Оставив своих росинантов на дорожке мы с Ринатом тоже последовали их примеру.
И часа полтора посвятили приятному ничегонеделанию.
Вода была холодной - градусов 19 Но финские граждане купались вовсю.
А с ними плавали рядом лебеди. 
Совершенно идиллическая картина. Полное единение с природой.

Блошиный рынок на маленькой площади, на который мы попали после пляжа затянул моего друга еще на полчаса.
Там продавалось всякое старье. 
Но было очень интересно посмотреть на вещи прошлого века.
Всяческих статуэток и скульптурок тоже было полно, но просили за них вполне нехилые деньги .
Но Ринат все таки нашел деревянную статуэтку африканской девушки всего за 1 евро.

Остаток времени до парома мы провели в парке за вокзалом на берегу живописного озера Тооленлахти, валяясь на газоне.
Там все так делают. Газон с травой у них предназначен для валяния, и не любования издалека как у нас.
Сответственно табличек "Газон засеян! Не ходить" там не встретишь.

По пути мы заехали в магазин и купили немного еды.
В переводе с евро на рубли все достаточно дорого.
Да еще много незнакомых продуктов иназваний.
Если бы они были на английском было бы проще.
А так пойди пойми что содержит цветастый пакетик с названием навроде Йокколопуккало.
Мы ограничились булками и кефиром, который на поверку оказался больше похожим на молоко.
Лежали на травке у воды и наблюдали за людьми.

Финны конечно довольно сильно отличаются от нас манерами поведения и темпераментом

Типичный финн — это высокий крепкий блондин с голубыми глазами, по характеру спокойный, не открытый, медлительный, но уравновешенный и доброжелательный, много работает и имеет много хобби, говорит спокойно, медленно, без жестикуляции и мимики и только по делу, лицо спокойное, серьезное или улыбающееся, маловыразительное.

По типу лица, по языку и, особенно, по психическому складу финны значительно отличаются от других скандинавов.
Финны не столь экспансивны, более сдержанны, методичны, чем их соседи.
Основная черта национального характера финнов – это упорная решимость осуществить, во что бы то ни стало, задуманное дело, как бы трудно оно ни было, «умение делать хлеб из камня», как говорит финская пословица.
Добросовестность, верность данному слову, честность, сильно развитое чувство собственного достоинства и ответственности – вот черты, укоренившиеся в финском народе.

Надежность - черта, которую финны считают для себя типичной.
Это же качество отмечают и другие.
Надёжность основана на том, что финн не хочет обещать того, что он не сможет сделать, напротив он предварительно тщательно взвешивает дела.
По мнению кого-то, это может выглядеть как медлительность при принятии решений, но именно осторожность - залог того, что обещанное можно исполнить.

Финны умеют молчать.
Многословие считается признаком неумения вести беседу, и в этом есть своя правда. «Где мало слов, там вес они имеют»,- писал Шекспир. 
Пауза и молчание занимают особое место в финской культуре общения.
В интернете попадаются даже студенческие работы на такую примерно тему: молчат ли финны, потому что им нечего сказать, или, напротив, от избытка глубины мысли, невыразимой в слове?
В России во время пауза за столом говорят: «Мент родился», а в Финляндии - «Ангел пролетел ». 
Согласно финским правилам хорошего тона, не следует говорить что-либо о третьих, отсутствующих в настоящий момент лицах, ни положительно, ни отрицательно.
Русские в этом отношении действительно любят «посплетничать», не считая это большим грехом, ну как же можно обсуждать жизненные проблемы, говоря при этом только о себе. 

Финны высоко ценят автономность индивидуального существования, наличие «своей» территории, на которую имеет право любой человек: вторгаться на неё не дозволено никому.
Русское понятие «личная жизнь» предполагает гораздо большую откровенность и, соответственно, допустимость агрессии.
В частности, поэтому на вопрос «как дела?» у финнов принято отвечать «хорошо», в России в лучшем случае отвечают «ничего», в худшем начинают подробно рассказывать, как плохо обстоят у них дела

Просить совета для финна - значит, выглядеть несамостоятельным, невзрослым, а давать советы другим - есть вмешательство в чужую личную жизнь
Кстати последнее характерно и для шведов.

По дороге обратно к терминалу увидели чудесный скульптурный ансамбль около которого не могли не сфотографироваться.
Для скандинавов наверно нет понятия пошлости в нашем понимании - они видимо напрочь лишены какого либо ханжества в изображении мужчин и женщин. 
Свобода скульптурного самовыражения потрясла Рината. 
Подумалось что было бы с тем творцом, установи он нечто подобное у нас, скажем в сквере на Горсовете.

К терминалу мы приехали с двухчасовым запасом на всякий случай. Никогда не знаешь ведь что может произойти. Оставив Рината с велосипедами у входа в здание касс, ваш покорный слуга прошел внутрь. Показав женщине ,сидевший за одной из стоек, наши билеты я получил в ответ указание выйти за пределы здания и где там сбоку погрузиться на паром. За зданием касс у причала красно-белой громадой высился наш паром. Было видно как по стеклянным эстакадам внутрь проходят люди. 

Паромы – это очень важная часть жизни Хельсинки. 
Финская столица с их помощью сообщается с остальной Европой.
Хельсинки – это, пожалуй, одна из немногих столиц «континентальной» части Евросоюза, не имеющая с остальной его территорией регулярного сухопутного сообщения. 

Международные железнодорожные и автобусные маршруты связывают Хельсинки лишь с Россией, главным образом – Санкт-Петербургом.
С остальными странами и городами Европы сообщение поддерживается либо морем, либо по воздуху.
Можно, конечно, добраться и посуху, обогнув Ботнический залив, но это слишком долго и дорого.

Именно на пароме нам и предстояло доплыть до Стокгольма.

Обойдя кругом я так и не обнаружил въезд для нас и остановился в растерянности.
Потом вновь пошел спросить направление и снова получил в ответ отмашку рукой в сторону где уже был. 
Вот тут я чуть было не пожалел о том, что плохо знаю английский язык и не могу доподлинно точно понять что мне говорят.
Примерно понимаю, но не больше.

И тут провидение сжалилось над нами и послало в виде помощи двух новых друзей - Мишу и Ульрику. 
Они подъехали к кассам почти следом за нами. Ульрика - шведка ,уроженка Мальме и преподавательница русского языка.
А Миша - ее друг - петербуржец и прекрасно, знает шведский язык и тоже преподает его.
Ульрика гостила у него в России и теперь они едут на велосипедах из Питера в Мальме. Получалось что нам немного по пути. 
Миша ехал на пароме не в первый раз и знал откуда нам на него грузится.
Оказалось нужно вернуться назад, объехать еще несколько зданий и заборов, и около самого носа корабля на пирсе стоит пропускная будка.

Возникшая было на пустом месте проблема ,разрешилась для нас наилучшим образом.

Проехали за день - 19 км