Новые приключения Малыша и Карлсона

Упали на хвост

глава в которой Боссе и Бетан становятся лидерами, а Карлсон анализирует выхлоп

- .."Странный неопознанный объект летает над Стокгольмом. Очевидцы сообщают, что за последнее время неоднократно видели в районе Вазастана некий летающий предмет, напоминающий по виду маленький пивной бочонок. Он издает звуки, похожие на гул мотора. Возникло предположение, что это иностранный спутник-шпион, запущенный в воздушное пространство с разведывательными целями. 
Кто раскроет летающую тайну Вазастана?"... 

 

Поскольку при погрузке на паром мы заехали первыми,то при разгрузке нам пришлось ждать, пока забаррикадировавшие наши байки автомобили и фуры не разъедутся.
Внутри парома они паркуются настолько плотно, что порой между двумя рядом стоящими машинами можно просунуть только руку. 
Мы потратили некоторое время, чтобы найти путь к нашим байкам, протискиваясь мимо кабин.
Отлаженный механизм разгрузки работает быстро и уже минут через двадцать четверо путешественников смогли выбраться на свет божий.

Вот и Швеция. Наконец то мы добрались до отправной точки нашего похода.
Повинуясь взмахам регулировщиков отъехали от причала и оказались около здания стокгольмского терминала.
Было очень жарко. 
Подумалось - надо же какой климат в Северной Европе.

Чувствую себя немного ошалевшим от обилия впечатлений. Мозг словно процессор, не успевающий обработать несколько заданий сразу.



Во второй половине первого тысячелетия в сегодняшней центральной Швеции сосуществовали племена свеев и йотов.
Первые жили по берегам озера Мэларен, вторые — южнее и западнее.
И, как это характерно для мыслящих существ на нашей планете испокон веков и по сей день, эти племена периодически рубили друг друга на фарш. 
В результате первые одержали верх.
Ныне и те и другие запечатлены в названии районов Свеаланд и Йотланд. 

Швеция - Sverige или Svealand, — переводится дословно как "свейский рейх" и "земля свеев"
Символом страны является мать Свеа.
Мать всех шведов. Ее скульптуру можно например видеть на вершине парламента-риксдага.
(чувствуете аналогию с немецким рейхстагом?)
Наверху фасада - скульптурная группа - стоит Мать Свеа, у ее ног — мужская фигура Бдительность и женская Взвешенность. 
Ниже — четыре сословия: дворянство, духовенство, горожане и крестьяне.

Культура викингов (от скандинавского vik — «заливники»), с многобожием вокруг фигуры Одина и человеческим жертвоприношением возникла в Скандинавии в IX веке.
Следующие два столетия островерхие лодки викингов мотало по всей Атлантике и Средиземноморью : от Ирана до будущей Америки. 
Те викинги, что располагались на восточном направлении (Викинги-свеи), отличались скорее деловым, чем воинственным нравом.
И,например, установили торговые отношения с Византией (а по пути в Византию — государственность на Руси).
По распространенной версии само название «Русь» — не что иное, как адаптированное финское ruotsi («гребец»)- так дикие финны называли высаживающихся на берегу соседей. 
Но и по сей день по-фински Швеция называется - Ruotsi. Получается Швеция - почти та же Русь!
Не потому ли нам так близка эта страна?:)
Не потому ли все время именно Швеция берется нами в пример, как образец общественного устройства?

Ныне Королевство Швеция занимает бoльшую часть Скандинавского полуострова.
Территория страны вытянута с севера на юг на 1500 км, причем 1/7 ее часть расположена за Северным полярным кругом.
Граничит на западе с Норвегией, на северо-востоке с Финляндией.
На востоке омывается Балтийским морем и Ботническим заливом, на юге и юго-западе – проливами Каттегат и Скагеррак. 

Глава государства с 1973 года - король Карл XVI Густав .
Глава правительства с 1996 года - премьер-министр Горан Перссон.

 

В 1634 году Стокгольм был официально провозглашен столицей.
Город построен на 14 островах между заливом Балтийского моря Saltsjоn и озером Мэларен (Mаlaren): слева от шлюзов вода пресная, справа — соленая.
Из за этого столицу Швеции называют "Красотой на воде". 
В дословном переводе Стокгольм означает "бревенчатый остров" - видимо в приснопамятные времена тут была большая деревянная крепость.
Первое упоминание о Стокгольме относится к 1252 году, а с XIII века город являлся постоянной резиденцией шведских королей . 
Стокгольм начал образовываться вокруг нынешнего Гамла стана (Gamla stan) - Старого города.
Он находится на острове Stadsholmen, отделяющий озеро Мэларен от Балтики.

Город весьма велик по площади - 200 км2. 
Состоит из пяти основных районов Gamla stan, Norrmalm, Vasastan, Kungsholmen, Ostermalm, Sodermalm и Djurgarden.

Несмотря на то, что это крупный промышленный центр с населением более 1 600 000 человек (в Большом Стокгольме - с пригородами) и около 700 000 в самом Стокгольме, улицы и парки города удивительно чистые, и прямо в центре можно купаться и ловить рыбу.
Великолепные здания чередуются с мостами и зелеными оазисами. 

Но особое очарование несет Старый город, с Королевским дворцом, средневековой архитектурой, узкими улочками , сказочными площадями , мириадами туристических лавок и кафе.
В нем можно гулять целый день.
Увидев средневековый Гамла стан, вбежать внутрь сломя голову и немедленно заблудиться.
Подняться по самому узкому в городе лестничному переулку Мортена Троцига (широной около метра), протиснуться сквозь толпу на торговой Vasterlanggattan, вздохнуть на тишайшей Prastgatan, после чего выпить горячего шоколада в кафе на площади Sturtorjet и не опоздать на смену караула в полдень у Королевского дворца. 
Заказать лосося в Riche или Sturehof, на вершине Gondolen или в древнем Den Gyldene Freden.
Бродить по многочисленным лавкам, в которых носатые эмигранты с востока торгуют побрякушками и сувенирами.
Или сидеть на набережной острова Riddarholmen с корзиной еды и чувствавать себя настоящим шведом на пикнике.
Под конец считать последние кроны со студентами в кафе String или ресторане Pelikan.
Жаль что мы были на велосипедах и торопились в тот день.
Право - Стокгольм не терпит суеты.


Миновав Гамла стан, мы въехали в район Норрмальм.
Миша был нашим поводырем. В Стокгольме он был не первый раз.
Даже Ульрика хоть и родилась в Швеции свою столицу видела впервые.
Проехав площадь Sergelstorg c красивым фонтаном посередине, кавалькада остановилась около продуктового магазина Netto. 
Это такая сеть дешевых, по шведским меркам, датских продмагов навроде нашей "Пятерочки".

Ульрика осталась с велосипедами, а мужчины пошли добывать пропитание.
Миша познакомил нас с названиями продуктов. Не зная шведского языка можно вполне купить что нибудь не то.
В "Netto" товары действительно дешевле чем в других магазинах Швеции . 
Но и продукты здесь мягко говоря не отборные и выбор не слишком большой.

Когда мы немного освоились и начали набирать корзину, на первые роли вышел Ринат.
Он деловито отбраковавал все маленькие упаковки.
- Лучше купить большую пачку за 20 крон, чем две маленьких по 12.
У первой больше "выхлоп"!
И пусть мы будем есть это две недели зато сэкономим на валюте.- рассуждал он.
К слову сказать, однажды взятая по такому принципу килограмовая упаковка орехов, так и приехала несъеденной до конца в Россию. 

В первое время, приглядываясь и экономя на всем, мы брали очень мало еды.
Только хлеб, который к слову весьма дорог, молоко или кефир и какую-нибудь консерву рыбную или мясную. Молоко в Швеции в основном нежирное максимум 3%.
Кефир называется фил (fil) и совсем по вкусу не похож на наш - жидкая водичка какая то.
Но правда есть и "Русский кефир" - продается в красных тетрапаках с изображением Кремля. 
Кремль этот скорее похож на мечеть, но да не суть важно:)
Вкус этого напитка похож на кефир, но что то в нем не то.
Пару раз его брали потому что недорогой (10-11 крон - ага 40 рублей), но потом переключились на йогурты.
Благо их десятки сортов разной жирности, продаются они в литровых бумажных пакетах c отвинчивающимися крышечками.
Вкуснотища необыкновенная. Стоят от 13 до 30 крон.


Нам несказанно повезло что на первых порах у нас оказались такие друзья, как Миша с Ульрикой.
Получилось что мы обзавелись персональными гидами и переводчиками.
Без них нам пришлось бы гораздо сложнее.
Но путь наш совпадал лишь частично и необходимо было позаботится об обеспечении нашего автономного передвижения.
И, как вы наверно догадались, речь идет о картах.
Поэтому центральный книжный магазин,самый большой в Швеции,стал нашей следующей остановкой.

Магазин действительно огромен и располагается на нескольких этажах старинного здания в центре Норрмальма.
Книги на любой вкус. На шведском и английском.
На самом видном месте ,как и везде похоже в мире - Dаn Brown (Da Vinchi Coden).
Много шведских писателей о которых я даже и не слышал, поскольку на русский язык практически их не переводят.

Книги в Швеции очень дороги. К примеру самая дешевая кижечка маленького формата покет-бук в мягкой обложке, из тех что читают в поездах или на пляже стоит 100 Крон (400 р). 
Можете догадаться сколько стоят остальные более толстые и хорошо оформленные. 
Ринат искал литературу по шведской национальной скульптуре.
Ничего не нашел, хотя загрузил персонал магазина работой почти на полчаса.
Впрочем даже если бы и нашел, не думаю, что альбом с цветными иллюстрациями за 2000 крон (8000 р) можно было бы спокойно для кошелька и совести приобрести.

Ну а карты мы купили не в этом, а позже, в специализированном магазине. 
Карты в Швеции на редкость подробные.
Есть огромные толстые атласы, есть карты-раскладушки и карты-журнальчики.
Выбрать было непросто. Но наконец я остановился на серии карт масштабом 2,5 км.
Они охватывали всю Швецию, но для нашего пути нужно было только три. 
Каждая стоила по 99 крон. 
Миша приобрел карту восточного побережья Швеции. На ней даже был указан основной веломаршрут.

Поколесив еще немного по современному Стокгольму мы зарулили на железнодорожный вокзал .
Миша помнил, что там есть интернет. Нам нужно было послать весточки на родину.

Интернет там автоматический - бросаешь 2 Евро или 20 крон в прорезь и аппарат выдает чек с пропечатанным логином и паролем.
Причем аппарат работал как то нестабильно.
Нам еще повезло,а вот после нас нескольким людям чек не выдал, а деньги сожрал. 
Интересно было смотреть как все по разному реагируют.
Молоденькие шведки посмеялись и пошли восвояси, а хмурый мужик долго пинал стойку и искал обслуживающий персонал и потом ругался матом.
Мы его спросили - вы русский? на что он сквозь зубы процедил: - Еще чего! Я латвиец! 
Больше разговаривать с нами не пожелал. Что поделать - шовинист:)

Задерживаться в столице мы больше не могли. Время было уже около трех часов дня.
Пришлось отложить осмотр города на последний день нашего похода, ведь по плану мы должны были вернуться в Стокгольм через 30 дней.

Следующие два часа я помню смутно.
Они были посвящены тому чтобы выехать их города в нужном направлении.
Без Миши у нас наверняка ушло бы гораздо больше времени на это.

Наш штурман то и дело останавливался чтобы свериться с картой.
Однако даже это не всегда помогало и несколько раз нам пришлось нарезать круги, то по игрушечным дворам пригородных населенных пунктов, то по бесчисленным велодорожкам, петляющих как змеи.

Велодорожки в Швеции есть трех видов.
Во-первых - как часть тротуара.
Там где тротуары достаточно широки - две трети отдается велосипедистам, о чем есть соответствующие указатели как на асфальте, так и в виде дорожных знаков.

Во-вторых - как часть мостовой. Особенно в черте города там где улочки узки, а тротуары и того меньше.
К тому же в этом случае велосипедисты не мешают прохожим посещать бесчисленные магазинчики и кафе, коими так богато нашпигованы все европейские города.

В-третьих - как отдельная неширокая асфальтированная (или грунтовая) дорожка, пролегающая близ автомобильных трасс.
Такая велодорожка может идти параллельно трассе, а может далеко отходить от нее, забираясь в лес или направляясь к какому либо красивому месту.

Вдоль всей восточной части Швеции от Стокгольма до Мальме идут несколько самых популярных веломаршрутов.

Они тщательно обозначены соответствующими цветными табличками с названием маршрута и указанием направления движения.
Придерживаясь одного из них под черной табличкой Cykelsparet мы двигались на юг.


Огромным потрясением было отношение автомобилистов. 
Трудно привыкнуть к столь подчеркнуто уважительному поведению.
Мало того, что они пропускали нас всегда, едва завидев издалека, но многие и радостно приветствовали, маша руками и улыбаясь.

По трассе мчался огромный трейлер, а мы ехали наперерез ему по велодрожке.
Увидев нас метров за 50 до трассы, водитель дал по тормозам, остановил огромную машину и терпеливо дожидался несколько минут пока мы подъедем к дороге и пересечем ее.
Завидев такое дело, я невольно стал быстрее крутить педали ,чтобы не заставлять его долго ждать - неудобно все таки как то:)

Но неудобно было только вначале. 
Потом наша психология кардинально изменилась. 
Мы наконец прониклись общей шведской идеей - велосипедист есть главный участник движения.
Он всегда прав и ему не надо думать о том как и где ехать.
Все уже давно продумано и предназначено для него. 
Все прочие участники движения лишь антураж, пережитки бензинового прошлого.
А значит находятся в подчиненном положении.
Просто расплодились за прошлый век, девать их некуда вот и приходится властям мириться с их присутствием, всячески ограничивая свободу передвижения, и стараясь сделать сам факт обладания автомобилем делом затратным и малопривлекательным.
Кстати бензинчик у них стоит (11 крон) 40 рубликов за литр на наши деньги.

Вот к примеру один из европейских законов что собираются принять.
Полагаю что Швеция будет одной из первых кто поддержит его:

Согласно этому закону водители автомобилей будут обязаны выплачивать компенсацию велосипедистам вне зависимости от того, кто из них виновен в дорожном происшествии. 
По словам противников этого закона, он автоматически поднимет стоимость страховки автомобиля на $80-100.
Дебаты по этому вопросу назначены Европейским парламентом на осень.
Решительный протест против принятия подобного закона выразила Великобритания, однако если большинство стран Евросоюза его примут, то британцам также придется смириться.
Полный пакет законов призван унифицировать дорожные правила по всей Европе и дать приоритетные права тем, кто не загрязняет окружающую среду, т.е. велосипедистам.

Проблемы экологии большинством из нас в Росии воспринимаются как нечто весьма удаленное и абстрактное.
И в самом деле, пойди ты останови эту набирающую с каждым годом обороты машину индустрии человечества.
Какой владелец завода согласится его прикрыть из-за каких-то там выбросов, если он приносит прибыль?! 
Какой автовладелец откажется от автомобиля из экологических соображений?! 

А ведь оказывается, по оценкам экологов доля загрязнения в городе от промышленных предприятий составляет всего 30%.
70% загрязнения атмосферы приходится на автомобильный транспорт.
Мы все дышим этим , болеем и умираем раньше времени, но власти даже не чешутся ,чтобы хоть как то изменить ситуацию.
Я уж не говорю про автомобильные стандарты чистоты Евро-3,4 которые у нас только обещают ввести через бог знает сколько лет.
А ведь есть совершенно простые меры связанные с ограничением движения в центре и популяризацией велосипеда.

Но в российском понимании велосипедист это либо спортсмен, либо подросток, либо несколько своеобразный и безденежный гражданин.

В Западной Европе и конечно Швеции во многом по экологическим причинам в большинстве городов центр города сделан пешеходной зоной.
Наряду со всем этим работает эффективная паркинговая система.
Платные парковки – это тоже способ регулирования потока транспорта.
В крупных городах в центральном районе многие предпочитают перемещаться без машины, так как парковка в центре не из дешевых.
Параллельно происходит стимулирование велосипедного и пешего движения.

В Швеции велосипедному движению уделяется особое внимание.
При этом на общественное мнение оказывается мощнейшее влияние с помощью социальной рекламы .
В Швеции можно быть богатым и бедным, жить в столице и у черта на рогах, но не иметь велосипед - равносильно измене Родине.
Пенсионеры и школьники, домашние хозяйки и бизнесмены легко и непринуждённо колесят по стране, невзирая на расстояния и погоду.
Сколько раз мы впоследствии наблюдали старушек - божьих одуванчиков, бодро вскакивающих на свои байки.
А в холод и проливной дождь, когда мы с Ринатом кутались в свои куртки, шведы спокойно катаются в маечках с короткими рукавами.

Велодорожка провела нас мимо одной из самых больших больниц скорой медицинской помощи в Швеции - Huddinge sjukhus, расположенной в местечке Худдинге.
Интересно что в одном месте пришлось ехать по тоннелю под здание больнице мимо места где принимают больных с машин.
И надпись соответствующая : Olycksfall och akut sjuka - значит что-то вроде "Несчастные случаи и нуждающиеся в скорой помощи".
Мы по счастью в этом не нуждались пока.

Наконец после бесконечных казалось блужданий по пригородам Стокгольма наша дорога приняла совершенно сельский вид.
Природа вокруг была просто ошеломляющей.
Казалось бы ничего особого в ней не было.
Сосновые леса и поля и идеально ровная дорога.
Но кристальный воздух напоенный ароматами трав и абсолютная чистота придавали пейзажу какую то нереальность.
Иногда даже закрадывалась мысль что все это не настоящее, что это какая то инсценировка.

Вместе с тем на меня нахлынуло какое то вселенское умиротворение и волна радости и восторга поднимавшаяся из глубин души буквально захлестывала с ног до головы.


Я много слышал о том ,что Швеция самая безопасная страна в Европе.
Но только теперь понял, что эту самую безопасность можно оказывается просто ощутить.
Она разлита повсюду.
И ощущение это создают ,прежде всего, люди населяющие эту страну.
Папы, гуляющие с колясками, влюбленные пары, целующиеся на скамейках скверов, девчонки, болтающие за чашечкой капучино, благообразные улыбчивые старушки.
И ни одного мрачного лица.
Радушие и полное отсуствие скрытой агрессии , что так характерно для наших соотечественников.
Тихие уютные церковные кладбища, детвора на скейтбордах и роликах, красная герань на балконах жилых домов, ухоженные пастбища, милые деревушки, зеленые холмы, окружённые озерами и бесчисленное количество людей на велосипедах при встрече приветствующих нас улыбкой и возгасом "Хей" - вот, пожалуй, самые типичные картины шведской идиллии, что отложились в памяти.

Миша обратил наше внимание на красный цвет шведских деревянных домов.
Оказывается это национальный цвет, полученный с помощью так называемой фалунской краски.

Легенда рассказывает, что в стародавние времена в Швеции, где-то в районе Фалуна, один белый козлик вернулся домой перепачканный вo чтo-то красно-жёлтое. 
На следующий день люди пошли за козликом и нашли большую гору, в которой было много медной руды. 
В этих краях и была основана фирма Stora, которая в качестве побочного продукта при добыче медной руды стала производить красный пигмент для краски.
Речь идет о природном пигменте с высоким содержанием кремниевой кислоты. 
Первые письменные упоминания о нём относятся к 1616 году. 
Сегодня вместо горы здесь большая яма, и медной руды давно нет, но пигмент производят, и рецепт его тот же, что и триста лет назад. 

Красный цвет был символом статуса.
Шведские купцы красили свои дома в красный цвет, имитируя дома из красного кирпича.
Такой же краской красили дома шведских королей. 

В XVIII веке открыли, что краска из Фалуна хорошо защищает дерево, и её применяют по всей Швеции, где она и сегодня сверхпопулярна. 
Краска Faluner Rot (шведский красный) пропитывает древесину и даже при таком суровом климате как в Швеции древесина долгое время сохраняется в хорошем состоянии.
Видя ее чешуйчатую консистенцию, ее можно назвать грязевой краской.
Она меняет свой цвет в зависимости от погоды.
В сухую погоду краска – ярко красная, в сырую – значительно темнеет.
Шведы утверждают, что их краска «живет». 
Фалунская краска не образует на поверхности дерева плёнки и даёт ему дышать.
Кроме того, она самоочищающаяся - дождь каждый раз смывает с неё пыль и другие загрязнения, после чего поверхность снова сияет первозданной чистотой.
К тому же она вполовину дешевле других красок для дерева.

Устойчивость краски с наветренной стороны – примерно 5 лет, с подветренной стороны – до 10 лет.
Краска не отшелушивается и ее просто обновлять.
Ей не требуется растворитель. 
Ею можно красить все неструганные доски, как свежепиленные, так и посеревшие от времени, а также старые ранее покрашенные такой же краской.
К струганным же доскам, а также ранее покрашенным акриловой или масляной краской, шведская красная краска не пристаёт. 

Доехав до развилки дорог, мы коллегиально решили не ехать через город Тумба (Tumba), а обогнуть его стороной мимо небольшого озера Гетарен. Движение почти никакого.
Редкий автомобиль обгонит нас.
Ехать - сплошное удовольствие наверно где то на уровне физиологии.
Поля горят желтым огнем цветущего рапса.

Рапс — масличная и кормовая культура семейства крестоцветных. 
Его возделывают с незапамятных времен — в культуре он известен еще за четыре тысячелетия до нашей эры.

К середине XIX в. рапс вместе с другими масличными крестоцветными (сурепицей и горчицей) был в Европе довольно распространенной культурой.
Такое сравнительно широкое распространение к этому времени культуры рапса объясняется использованием его масла для технических нужд при сильно возросшем в связи с общим промышленным развитием спросе на технические масла.
Молодая нефтяная промышленность тогда еще не в состоянии была удовлетворять этот спрос, и культура рапса, оказавшегося в европейских агроклиматических условиях одним из наиболее продуктивных масличных растений, получила большое развитие.

В результате повышения цен на бензин, резко возросла популярность дизельного топлива, изготовленного из рапса - спрос уже превышает предложение. 
Пожалуй, единственное отличие этого вида топлива от обычной - нефтяной - солярки заключается в том, что за повозкой работающей на растительном топливе стелется запах жареной картошки.
И соевое, и рапсовое масло, используемые в таких случаях, используются как топливо только из соображений экономии, поскольку они дешевле, чем экологическое дизельное топливо.
К тому же, в отличие от него, могут храниться практически везде без вреда для природы.
Кроме того, растительные виды топлива имеют большую энергоотдачу. 

Ну и конечно из рапса делают маргарин.
В производстве жировой части маргарина используется рапсовое масло. 
В жировую часть вводятся растворяемые в жирах витамины А и D, обогащающие состав продукта и необходимые для здоровья людям северных регионов, где так мало солнца.

Близ озера Гетарен располагается рекреационный парк Лида
Деревянные домики-бунгало, небольшой причал для рыбной ловли, навесы с аккуратно напиленными и сложеными дровами и домики-туалеты.
Наверно лишним будет сказать, что туалеты там суперсовременные и суперчистые:)
С виду бревенчатая избушка, а внутри все сверкает белизной и напичкано техническими приспособлениями облегчающими отправление естественных потребностей.
И все бесплатно.

Мы набрали там водички в наши емкости. 
Шведская водопроводная вода - отдельная песня.
Изумительно чистая и вкусная.
Ее без опаски можно пить не кипяченую. 
Это сэкономило нам много денег в походе поскольку вода в бутылках в Швеции достаточно недешева.
Забегая вперед скажу, что за месяц похода у нас ни разу не было никакаких проблем с желудком и пищеварением.
Были проблемы только с тем как бы заставить себя поменьше есть и как следствие не терроризировать понапрасну шведские нужники и природу.

После парка дорожка становится совершенно лесной , но от этого не менее ровной и накатанной без единой колдобины или ямы.
По ее длине через каждые метров пятьсот стоят высокие пластиковые урны на колесиках с заправленными внутрь мешками для мусора.
Тенистый сосновый лес овевает спасительной прохладой наши иссушеные палящим солнцем тела.
И совершенно не хочется никуда торопиться, а ехать медленно, на автомате крутя педали, и просто наслаждаться первозданной природной красотой.

Вскоре дорожка выныривает из леса и упирается в автостраду на Варсту (Varsta).
Перед шоссе огромный стенд с картами близлежащих территорий.
Такие стенды весьма характерны для Швеции и здорово облегчают передвижение и ориентирование в случае если у вас нет личной карты.
Когда едешь по автостраде, то за 500 метров до таких щитков стоит знак "i"(info).
На некоторых стендах даже выделены цветом велосипедные маршруты.

Ну а данный информационный стенд гласил что мы находимся на территории коммуны Боткирка (Botkyrka).

Коммуна - это единица административного деления .
Вообще Швеция разделена на 21 округ — лен (lan), которые, в свою очередь, делятся на районы - коммуны. 
У каждого лена есть собственное правление (lansstyrelse), которое назначается правительством Швеции и является его представителем, а также представителем парламента — риксадага.
Кроме того, у каждого лена есть орган местного самоуправления, избираемый населением лена — ландстинг (landsting).

Наш путь лежал через маленький городишко Сиббл(Sibble) к берегу Химмерфьорда. Куда мы успешно прикатили где то через час.
Уже вечерело. Солнце клонилось к закату.
И хотя мы практически застали Белые ночи и темнело после 24:00 стоило задуматься о ночлеге. 
Усталость уже давала о себе знать, хотя проехали в первый день не так уж много.


Я как всегда отстал от моих попутчиков, фотографируя проезжаемые красоты.
Один скворечник для белок отвлек мое внимание минут на пять.

Догнал их у самого берега, где находилась паромная переправа с материка на остров Морко (Morko).
Внутренние паромы в Швеции абсолютно бесплатны.
Логика тут такова - местные власти должны обеспечивать нормальную дорогу всем своим гражданам.
И если она должна пересечь водную гладь, то должен быть мост.
Если мост не построен ,значит власти за счет своей казны обязаны организовать паромную переправу.

Паром перевозит и машины и людей. Курсирует непрерывно.
На противопололожном берегу были видны замок Хорнигсхольм(Horningsholm) и остатки береговых укреплений со времен Северной войны.

Северная война (1700—1721) — война между Швецией и Северным союзом (Россия, Саксония, Польша, Дания) за гегемонию На Балтике. 
Россия пыталась овладеть Балтийским побережьем.
Ее главным противником в этой борьбе была Швеция, территория которой распространялась на Лифляндию, Финляндию и Эстляндию, а также на бывшие русские владения — Ижорские земли и Карелию
После поражения под Нарвой (1700) Петр I реорганизовал армию, создал Балтийский флот.
В июле 1717 г. был высажен десант на остров Готланд, а на суше русская армия достигла Лулео.
В этот период времени видимо русские войска атаковали и укрепления на острове Морко.
Шведы были разбиты и отступили ,бросив пушки.

Переправившись на остров мы обнаружили на берегу большой кемпинг а чуть поодаль яхт-клуб.
Миша порывался встать в кемпинге, но нам его удалось уломать в первый и последний раз проехать чуть дальше. 
Мы зарулили в лес и прекрасно расположились среди деревьев. Абсолютно бесплатно.
Наградой нам был великолепный ужин из гречки с черносливом и шведской ветчиной и чая с медом (прихваченным из дома).
Даже шведскоподданная девушка Ульрика оценила русскую кашу:)

Проехали: 75 км
Педалировали: 4ч 48 мин
Температура днем: +27С