Island Sweden

Lighthouse Rookery and Bergman

Leaving at 9 a.m. we are welcoming camping with my niece full of strength and energy turned their wheels in the North-East of fårö — the old lighthouse Fårö Fyr was built in the mid 19th century. This part of the island I only liked it. Quiet scenic road winds through the pine forest which protects from the North wind. Near the lighthouse we hung for an hour. So there is good and calming. I'm on the rocks as if sketched some fabulous giant went about a hundred yards from the shore without wetting his feet. There were interesting pictures of the surroundings and the lighthouse. Left and right stretched the gorgeous beaches sheltered from the wind. Great place for Parking and swimming

Long, banded with black seaweed tangled in their shells, sandy beaches, hidden behind a number of relatively tall and slender pines. Here is a true Paradise with thousands of shells, warm sand, algae, coastal sedge... Once you are here, it's hard to imagine that just a few miles to the North it is impossible to find any grain of sand!

Unfortunately with a heavily Laden bike along the coast could not pass — the wheels sank in the sand and Natasha , having made several unsuccessful attempts to move right next to the sea were forced back on the pavement.

Then the road makes a loop at the top of the island places going to the sea. Our second goal is field rougarou in the town Langhammars. There we go.

yle="line-height: 24px;">

"Handicap" translated from Swedish means "Isle of sheep", and here they do so much that just amazed. It is home and a rather unusual sheep, the females of which also have horns. The sheep are here referred to is not the usual word for the Swedes får (lit. "sheep"), and dialectal lamm (lit. "lamb, sheep"). Often sheep freely roam the roads, so riding around the island should be very careful if you're by car. Sometimes I think: "not especially if the people let the sheep?" After all, slow ride allows you to enjoy nature, and it is really unique. But for bike it is only a plus.

Lamb — a symbol of all Gotland. It can be found everywhere in the form of monuments and alive)

On the way there are often houses with grass on the roof. This is a local sheepfold. Their roofs are covered with rushes (sedges growing on the banks of the lakes of the bogs, which so many on this tiny island). Over time, the rushes began to lay on the roof "dwellings" and other animals, as well as any outbuildings. Do to this day - although now, mainly to preserve the specifics of the island and attract tourists.

The nature of the handicap is something quite different. Here it reaches a climax of savagery and severity. Although there is a dense forest, the vegetation on the island is very poor - will not see here abundance so typical of the Swedish birch trees and deciduous trees. On handicap ruled by pine, spruce and juniper. Constant winds forced them to bend, so they "creep" along the coast, as the selection is low and wide. The sandy shores give way to gravel, and it was there - on the Western rocky coast, bask in the sun of the famous rookery. They lasted almost 6 kilometers

yle="line-height: 24px;">as the road runs to the North-West, nature decides to change his appearance. The trees become smaller and smaller until they disappear altogether, and you'll see the Cape Langhammarswhere the scattered under the yoke of the wind branches of a juniper replace the grass, and in the Eastern part of which grew, perhaps, the most beautiful and high rookery. Full feeling that was in the tundra. It seemed like a half hour ago, the riot of colors and woods and now — grey silence. Nature meekly bowed his head before the breath of the Northern cold

The shore still strewn with pebbles, the sea swaying of the gulls, albatrosses, swans, ducks and broody, occasionally disturbing the peace of this beautiful place. Here, among the nearly fifty meters 8-10 similar, is the famous Langhammars hammar, the so-called "hammer". Together with the Dog, they are the business card of the island, because it is the most photographed rookery in all of Sweden. Although I am the hammer reminded Shkolnoe face some aunt — maybe even a Bok, it all depends on the view)

Rookery is an unforgettable spectacle, give vent to imagination, those soulless blocks of stone can be infinitely intricate and animals.

Lunch overlooking rookery what we could not afford to refuse) since there is like a lot of tables and you can choose the place for the soul.

If we move along the sea to the South of Langhammars soon you will see in the distance the dark houses. It is a fishing village Hilgemann (Helgumannen)

For fishing enthusiasts the odds - simply Paradise. There are a lot of fishermen, and the history of fishing on the island is rooted in the distant past and areto primarily to the fishing village of Helgoland, located in the North-West of the island, between the villages of Tigerhood and Langhammer.

Long ago in the Northern part of Verhovod has a huge fishing village called Heligoland. Its inhabitants lived by fishing for herring and cod network for the bait from the boats. Helgolander was considered one of the most important fishing villages on the island. Old boats with which the fishermen went out to sea, survived until our days. They lie upturned on the shore beside a new-fangled wood models. 15 outbuildings of wood tightly pressed against each other, everywhere hung with fishing tackle - just like some centuries ago when fishermen used to hang gear to dry them. In the village there is a well, which still have clean drinking water. According to the legend, here when-that in the 19th century there lived a woman named Bot-Boole, who came here specifically to fish, and caught fish on handicap, came back to the boat in Visby where and sold all the catch.

Fantastic coastal path winds near the sea. On the left, crouching low from the constant winds, the trees, to the right the vast expanse of the Baltic sea.

Shortly after the turn of the Cape traveler opens Tigerhood (Digerhuvud)

Tigerhood is the largest on Gotland, and therefore in Sweden, the concentration of rougarou. Between Cigarhumidor and Langhammer there are several hundred of these giants with a height of 8 meters, although the distance between the two towns is only 3.5 kilometers. In Verhuurde stretches into the sea lime oven, which ends abruptly, so that the depth from 50-60 meters. This creates almost perfect conditions for catching cod in the area.

It was getting dark. Natasha was so tired and we rushed back to the ferry in fårösund to leave an interesting island where we of course half the sites did not see up close. The road goes past the turn to the so-called Old Harbour (Gamlehamn) , which is one of the most famous rougarou — Pot or a Dog. We are there to collapse did not, because the picture of him from the Internet. It was she, the Dog, and serves as a "model" for many of the journals where articles are published on Gotland. But rukari so good that give vent to the imagination: this is the only area you can see not just beautiful stones but also to compare them with different animals.

Taking a ferry back to Gotland and visit Furisode local supermarket I was left in the seaside Park their companion lying in the hammock . By the way the hammocks we saw in the Gotland parks. It's very cool to lie swaying with sea views), He went to look for a place to stay overnight. Knocked about half an hour found nothing suitable nearby.

But Providence has again given us a great place. Alone , after driving away from the city, we found a new area with modern cottages of glass and wood. Seen there were not poor people. The cottages are located at some distance from the shore. And beautiful place with views of the Strait took us in that night

Dabout the 1990s the head start and North of the island of Gotland was closed to foreign visitors as it housed the state military units of the coastal defense. At the entrance to the closed area were established multilingual warning signs, informing about it. After Sweden joined the European Union, the military unit was disbanded and the territory became accessible to tourists.

Foreign citizens on Gotland were not allowed, so Andrei Tarkovsky could not remove the odds of your Swedish movie "Sacrifice" and woody Allen were forbidden to come to Bergman to visit. Now the Swedish army, not to fight for two hundred years, the island went.

To the East of the place of our overnight stay is the Peninsula of Bungees (Bungenäs) — once the largest limestone quarry, which in the 1960s turned into a military testing base and has long been unavailable to the public. Here and to this day traces of this long period: underground bunkers, craters from explosions, dilapidated loading docks and other industrial buildings. A few years ago in this area was launched on the "remastering" of the territory, after which, on the Peninsula will private houses, maximally fit into the existing landscape.

about the place. Here, among the nearly fifty meters 8-10 similar, is the famous Langhammars hammar, the so-called "hammer". Together with the Dog, they are the business card of the island, because it is the most photographed rookery in all of Sweden." /> On the island of Faro, lived the famous Director Ingemar Bergman. Once he got in the handicap and realized that I was looking for this place all my life.

Built a house and since the late 1960s, moved permanently (after his death the building was bought by the businessman, his fans, and now the inside is closed). Landscapes the odds are in many films of Bergman – by the way, the premiere of his films, Bergman staged in the first theater on the island and then in Stockholm. Residents remember the Director and grateful that he helped a poor fishing village to revive.

Островная Швеция

Маяк, Раукары и Бергман

Покинув в 9 утра гостепреимный кемпинг мы с племянницей полные сил и энергии устремили свои колеса на северо-восток острова Форе — к старинному маяку Fårö Fyr  построенного в середине 19 века. Эта часть острова мне исключительно понравилась.  Тихая живописная дорога вьется среди хвойного леса, который защищает от северного ветра.  Около маяка мы зависли на час. Уж больно там хорошо и умиротворяюще. Я по камням словно набросанным каким то сказочным гигантом вышел метров на сто от берега не замочив ноги. Оттуда получились интересные снимки окрестностей и самого маяка. Слева и справа тянулись шикарные пляжи укрытые от ветра. Прекрасное место для стоянки и купания 

Длинные, окаймленными черными водорослями с запутавшимися в них ракушками, песчаными пляжами, скрытыми за рядом относительно высоких и стройных сосен. Здесь - истинный рай : тысячи ракушек, теплый песок, водоросли, прибрежная осока... Попав сюда, трудно даже представить, что всего в нескольких километрах к северу невозможно найти ни одной песчинки! 

К сожалению с тяжело груженым велосипедом вдоль берега было не пройти — колеса вязли в песке и мы с Наташей , совершив несколько безуспешных попыток двигаться непосредственно рядом с морем вынуждены были вернутся обратно на асфальт.

Далее дорога делает петлю по верхней части острова местами выходя к морю. Наша вторая цель — поле раукаров в местечке Langhammars. Туда мы и направились.

«Форё» в переводе со шведского означает «остров овец», и здесь их действительно так много, что просто диву даешься. Здесь обитают и довольно необычные овцы, женские особи которых тоже имеют рога. Овцы здесь называются не привычным для шведов словом får (букв. «овца»), а диалектным lamm (букв. «ягненок, овечка»). Часто овцы беспрепятственно бродят по дорогам, поэтому ехать по острову следует очень осторожно если ты  на автомобиле. Иногда думаешь: «А не специально ли жители выпускают овец?» Ведь медленная езда позволяет насладиться природой, а она здесь действительно уникальна. Впрочем для велосипеда  это только в плюс.  

Овечка — символ всего Готланда. Ее можно найти повсюду и в виде памятников и в живом виде)

По дороге часто встречаются домики с травой на крыше. Это - местные овчарни. Их крыши покрыты ситником (осокой, растущей на берегах озерцов-болотцев, которых так много на этом крошечном острове). Со временем ситник стали класть на крыши «жилищ» и других животных, а также на любые надворные постройки. Так делают и по сей день - хотя сейчас, в основном, для сохранения специфики острова и привлечения туристов.

Природа Форё - это нечто совсем иное. Здесь она достигает апогея дикости и суровости. Хотя есть густые леса, растительность на острове очень скудная - тут не увидишь изобилия столь типичных для Швеции берез и лиственных деревьев. На Форё правят сосны, ели и можжевельник. Постоянные ветры заставили их согнуться, так что они «стелятся» вдоль побережья, все, как на подбор, низкие и широкие. Песчаные берега сменяются галечными, и именно там - на западном каменистом побережье - греются на солнышке знаменитейшие раукары. Они растянулись почти на 6 километров

По мере того как дорога бежит все северо-западнее, природа решает сменить свой облик. Деревья становятся все ниже и ниже, пока не исчезают совсем, и вот уже показался мыс Langhammars, где разбросанные под гнетом ветра ветки можжевельника заменяют траву, и в восточной части которого выросли, пожалуй, самые красивые и высокие раукары.  Полное ощущение того что попал в тундру. Казалось еще полчаса назад буйство красок и леса и вот — серое безмолвие. Природа покорно склонила голову перед дыханием северного холода

Берег по-прежнему усыпан галькой, на море качаются чайки, альбатросы, лебеди, утки и клуши, изредка нарушающие тишину этого прекраснейшего места. Здесь, среди почти пятидесяти 8-10 метровых себе подобных, стоит знаменитый Langhammars hammar, так называемый «молот». Вместе с Собакой, они составляют визитную карточку острова, ведь это - самые фотографируемые раукары во всей Швеции. Хотя мне этот молот напомнил шкодное лицо какой то тетушки — может даже фрекен Бок, все зависит от ракурса)

Раукары – зрелище незабываемое, дают волю фантазии, эти бездушные каменные глыбы можно бесконечно сравнивать с предметами и животными. 

Обед с видом на раукары — то в чем мы не могли себе отказать) Благо там понаставлено много столиков и можно выбрать место по душе.

 

Если двигаться вдоль моря на юг от Langhammars то вскоре вы увидите вдалеке темные домики.  Это рыбацкий поселок  Хельгуманнен (Helgumannen)

Для любителей рыбалки Форё - просто райское место. Здесь много рыбаков, причем история рыболовства на острове уходит корнями в далекое прошлое и связана, прежде всего, с рыбацким поселком Хельгуманнен, расположенным на северо-западе острова, между местечками Дигерхювуд и Лангхаммаш.

Давным-давно в северной части Дигерхювуд располагалась огромная рыбацкая деревня, называвшаяся Хельгуманнен. Ее жители промышляли ловлей сельди сетью и трески на удочку прямо с лодок. Хельгуманнен считался одним из важнейших рыбацких поселков на всем острове. Старые лодки, на которых рыбаки выходили в открытое море, сохранились до наших дней. Они так и лежат перевернутыми на берегу рядом с новомодными деревянными моделями. 15 хозяйственных построек из дерева плотно прижаты друг к другу, повсюду развешаны рыболовные снасти - прямо как несколько веков назад, когда рыбаки развешивали снасти, чтобы высушить их. В поселке есть колодец, в котором до сих пор есть чистая питьевая вода. Согласно легенде, здесь когда-то в 19 веке жила женщина по имени Бота-Буль, которая приезжала сюда специально для того, чтобы порыбачить, а, наловив рыбы на Форё, возвращалась на лодке в Висбю, где и продавала весь улов.

Фантастической красоты прибрежная дорожка вьется близ моря. Слева пригнувшиеся от постоянных ветров низкие деревья, справа бескрайняя гладь Балтики.

Вскоре за поворотом мыса путнику открывается Дигирхювуд (Digerhuvud)

Дигерхювуд является самым крупным на Готланде, а потому и в Швеции, скоплением раукаров. Между Дигерхювудом и Лангхаммашем насчитывается несколько сотен таких великанов высотой до 8 метров, хотя расстояние между двумя местечками всего 3,5 километра. В Дигерхювуде в море уходит известковая плита, которая резко обрывается, так что глубина сразу достигает 50-60 метров. Это создает практически идеальные условия для ловли трески в данном районе.

Вечерело. Наташа уже притомилась и мы устремились в обратный путь к парому в Форесунде, чтобы покинуть интереснейший остров где мы конечно и половины достопримечательностей не разглядели вблизи.  Дорога идет мимо поворота на так называемую Старую Гавань (Gamlehamn) , где находится один из самых знаменитых раукаров — Кофейник или Собака. Мы туда сворачивать не стали, потому фотка его — из интернета. Именно она, Собака, и служит «моделью» для многих журналов, где печатаются статьи о Готланде. Но раукары тем и хороши, что дают волю фантазии: только в этом районе можно увидеть не просто красивые камни, но и сравнить их с разными животными.

Переправившись на пароме обратно на Готланд и посетив в Фаресунде местный супермаркет я оставил в приморском сквере свою попутчицу лежать в гамаке . Кстати гамаки не один раз мы видели в готландских парках. Это очень здорово лежать покачиваясь с видом на море) Сам же поехал искать место для ночевки.  Помыкавшись с полчаса ничего не нашел подходящего поблизости.

Но провидение снова ниспослало нам чудное местечко. Уже вдвоем , отъехав в сторону от города, мы нашли какой то новый район с модерновыми коттеджами из стекла и дерева. Видно тут жили не бедные люди.  Коттеджи располагались в некотором отдалении от  берега.  И прекрасное местечко с видом на пролив приютило нас в эту ночь

До 1990-х Форё и север острова Готланд были закрыты для посещения иностранцами, так как здесь располагались государственные военные подразделения прибрежной обороны. На въезде в закрытую территорию были установлены многоязычные предупреждающие знаки, информирующие об этом. После того как Швеция вступила в Европейский союз, воинские части были расформированы и территория стала доступна для туристов.

Иностранных граждан дальше Готланда не пускали, поэтому Андрей Тарковский не смог снять на Форе свой шведский фильм «Жертвоприношение», а Вуди Аллену запретили приехать к Бергману в гости. Сейчас шведская армия, не воевавшая уже двести лет, с острова уехала.

К востоку от места нашей ночевки располагается полуостров Бунгенес (Bungenäs) — когда-то крупнейший известняковый карьер, который в 1960-х превратился в военно-испытательную базу и долгое время был недоступен для общественности. Здесь и по сей день заметны следы этого долгого периода: подземные бункеры, воронки от взрывов, полуразрушенные погрузочные платформы и другие индустриальные постройки. Несколько лет назад в этом районе была запущена программа по «переосвоению» территории, по завершению которой на полуострове появятся частные дома, максимально вписывающиеся в существующий ландшафт. 

 На острове Форе жил знаменитый режиссер Ингмар Бергман. Однажды он попал на Форе и понял, что искал это место всю жизнь.

Построил дом и с конца 1960-х перебрался насовсем (после смерти здание выкупил бизнесмен, его поклонник, и теперь доступ внутрь закрыт). Пейзажи Форе есть во многих фильмах Бергмана – кстати, премьеры своих лент Бергман устраивал сначала в кинотеатре на острове и лишь потом в Стокгольме. Жители помнят режиссера и благодарны за то, что он помог бедной рыбацкой деревушке возродиться.